В польских Сувалках не пропадешь
В Польше примерно одна треть жителей всех существующих домов в сельской местности занята в сфере агротуризма. Сувалки — небольшой городок с численностью населения около 70 тысяч человек. На каждом шагу — базы отдыха, пляжи, маленькие гостиницы, домики, где сдают комнаты для ночлега. Все это приносит немалую прибыль прежде всего жителям Сувальщины. Не знаю, есть ли такое понятие, как социальный туризм, но мне кажется, такое определение здесь было бы вполне уместно.
Пани Гражина Блашчак как раз является владелицей дома, в котором сдает туристам три комнаты. Расположено строение примерно в 10 километрах от Сувалок. А по соседству стоит дом ее сестры, которая занимается выращиванием экологически чистой продукции. Поэтому свежую зелень, фрукты, овощи, яйца можно увидеть на столе гостеприимной хозяйки. Получился такой маленький и взаимовыгодный семейный туристический кластер.
В польском городе Сувалки с 70-тысячным населением много старинных костелов и памятников святым.
— У вас в стране очень много агроусадеб, — завожу разговор с хозяйкой на ломаном польском. – Неужели держать такой бизнес настолько выгодно?
— У нас есть возможности заниматься агротуристическим делом, так почему же этим не воспользоваться? — удивляется моей наивности пани Гражина. — У нас есть два вида отдыха в сельской местности: «агротурыстыка» и «агротурыстыка вейска». В первом случае человек должен иметь не менее гектара земли, заниматься выращиванием сельхозпродукции, при этом у него есть возможность принимать гостей, когда он того пожелает. Такие предприниматели платят налог 8% от заработка. Во втором случае, как это делаю я, разрешается просто сдавать в аренду комнаты или номера в собственном доме. В том случае если количество номеров менее пяти — налогов платить вовсе не надо. Если больше, то уже придется отдать государству 3% от заработанных денег.
Хозяйка польской агроусадьбы обращает внимание: таким бизнесом чаще всего занимаются бывшие военные, полицейские и те специалисты, которые рано выходят на пенсию. Вторая массовая категория владельцев агроусадеб — сельчане, достигшие пенсионного возраста.
В соседнем с Сувалками Августове лодки, ладьи, яхты и теплоходы — на каждом шагу.
— Туристический сезон в Сувалках и Августове длится всего 2—3 месяца, поэтому нельзя сказать, что подобный бизнес — это серьезный источник дохода, — продолжает мысль пани Гражина. — Это для нас так — возможность подзаработать. В основное время я работаю в современном отеле «Лофт» в Сувалках руководителем отдела продаж и маркетинга. Работы там очень много. Поэтому рекламу для поиска жильцов в своем доме уже не даю. Приезжают в основном друзья и знакомые — по предварительному звонку. Но через три года выхожу на пенсию. Вот тогда и буду думать, как развивать свое дело.
— Оказывает ли государство какую-то помощь?
В уютном доме Гражины Блашчак всегда рады гостям.
— Вся помощь, которую получают владельцы агротуристического бизнеса, приходит из Евросоюза. На каждый район выделяется определенная сумма. Хозяева домов пишут проекты, которые рассматривает комиссия. Лучшие из них получают серьезную поддержку. Иногда очень неплохую — по несколько десятков тысяч евро.
— Кто едет отдыхать в польские агроусадьбы: поляки или больше гостей из-за границы?
— Понимаете, Польша достаточно большая. Подляское воеводство и, в частности, Сувалка в основном принимают жителей польских городов, уставших от шума и пыли. Ближе к морю — совсем другая картина. Туда едут туристы со всех стран мира. Гости из Германии любят отдыхать в краю Мазурских озер. Польский курорт Миколайки известен далеко за пределами страны, как и множество других.
Гостям усадьбы предлагают покататься на тракторе (на фото гостья усадьбы Ольга Ануфриева).
На Сувальщине конкуренция бьет все рекорды. К услугам путешественников более десяти отличных отелей, свыше 50 агроусадеб, около 500 съемных квартир и домиков, сотни кафешек и ресторанчиков. Край поражает не только потрясающей природой с красивейшими реками и озерами, но и обжитой комфортностью берегов. Еще больше удивляют цены. Пани Гражина берет за сутки проживания в своем доме всего 10 долларов. За отдельную небольшую плату вас накормят всем, что только пожелаете. Сравнивать цены на аналогичные блюда в странах-соседках — занятие долгое и утомительное. Если не вдаваться в подробности, то покушать в городке Сувалки можно вдвое дешевле, чем в Гродно.
В Польше почти 50 агротуристических ассоциаций. Тысячи агроусадеб европейского уровня делают страну-соседку одной из наиболее развитых в этой сфере. Даже в самой дальней глубинке путешественнику предоставят горячую ванну, высокоскоростной Wi-Fi, спутниковое ТВ. Как упоминала пани Гражина, поляки предлагают два вида усадеб для отдыха: фермы, специализирующиеся исключительно на производстве сельхозпродукции и туризме, и те, для которых агротуризм является дополнительным источником дохода. Каждый волен выбрать то, что ему по душе. Можно жить с комфортом в гостиницах при фермерских хозяйствах, а можно самому ощутить себя в роли фермера, работая и деля с хозяевами стол без изысков.
В Сувалках один чудак превратил старое бомбоубежище в туристический объект.
На «Панском дворе»
Белорусские агроусадьбы в отличие от польских в своем большинстве стыдливы. Они как будто нарочно спрятаны от посторонних глаз. Обычному туристу-одиночке найти их будет проблематично – ни вывесок, ни указателей. А не имея под рукой выхода в интернет, это сделать вообще нереально. Если даже найдешь и приедешь без предварительного звонка — не факт, что тебя примут и накормят. Это, на мой взгляд, главное и очень существенное отличие.
Агроусадьба «Панский двор» расположилась примерно посередине пути, ведущего от Гродно к Августовскому каналу. В районе агрогородка Ратичи надо повернуть налево, найти поворот на деревню Гиновичи, и через пару километров вы уже на месте. Впрочем, мне проделать этот путь удалось только после долгих звонков и постоянных согласований с хозяевами маршрута.
Иван Козловский всегда готов истопить для гостей новую баню.
У ворот гостей встречают хозяева — их пятеро. Мать большого семейства, сыновья Иван и Александр, их жены Ольга и Татьяна. Все — Козловские. Молодые, улыбчивые, с горящими глазами. Мужчины — в белых рубашках с белорусским орнаментом, девушки — в блузках и коротких юбках. С ходу рассказывают историю названия усадьбы. В центре зеленой лужайки большая беседка с кондиционером, деревянные качели. Чуть дальше — баня да гостевой домик.
— Сколько времени понадобилось, чтобы навести на деревенском подворье такую красоту? — интересуюсь у хозяев.
— Начали принимать гостей в 2014 году, — вспоминает Ольга Козловская. — На тот момент здесь был только старый дом, которому мы со временем придали более современный вид. Там, где сейчас вы видите зеленый газон с качелями, беседками и барбекю, были обычные грядки. Работа в огороде нам, молодым, особой радости не доставляла. Но все семейные праздники обязательно отмечали здесь. Невестки приезжали со своими семьями. Сначала решили построить баню, а потом уже появился интерес. Каждый предлагал свои идеи, и все вместе воплощали их в жизнь.
Со временем семья Козловских «закатала» огород газонной травой, снесла все сараи и курятники. Потом разместили объявление в газете, рассказывали друзьям и знакомым о том, что создают агроусадьбу.
Террасу старого дома оборудовали под уголок отдыха.
— Однажды мы всей семьей приехали попариться в бане, и неожиданно к нам вдруг приехали первые клиенты, — продолжает рассказ Иван Козловский. — Было как-то неудобно. Они на пороге — а мы с вениками чуть ли не в трусах. Но мы быстро сориентировались и пригласили их присоединиться к нашему столу. С тех пор эти люди ездят к нам постоянно. Потом уже начало работать сарафанное радио. Те, кому отдых понравился, начинают советовать нас своим родственникам и друзьям. На сегодняшний момент недостатка в посетителях нет. Летом даже часто приходится отказывать, потому что места заняты намного вперед.
— Это ведь не основной ваш заработок?
— Конечно, нет, — хором отвечают сельские бизнесмены. — Мы все работаем на основных работах, но по вечерам и в выходные дни приезжаем сюда. Об отдыхе речи нет. Это тяжелый труд. При этом постоянно надо вкладывать деньги, придумывать что-то новое.
— Иностранцы у вас бывают?
— Основные наши гости — это гродненцы и жители области. Иностранные туристы, несмотря на безвизовую зону, в которой мы находимся, приезжают редко. Этому есть объяснение. Дело в том, что они предъявляют завышенные требования, а платить много не готовы. Работа с организованными группами иностранцев ведется через турфирмы. А турфирмы постоянный поток туристов обеспечить не могут, при этом хотят, чтобы мы время от времени обслуживали их интересы, причем за мизерную плату. Если сравнить с той же Польшей, то мы хотим работать по ценам, которые видим там. А туристические компании требуют, чтобы мы минимум вдвое снизили ценник. Вот недавно был звонок. Хотели привезти 10 человек. За 100 долларов нам предлагали накормить их завтраком, обедом, ужином и оставить на ночлег. Понятно, что и турфирме надо заработать, но мы тоже не можем работать в убыток. Обычно турфирмы звонят и интересуются, что мы можем предложить. Когда называем цену, они говорят: «Дорого» — и бросают трубку.
Ужин на свежем воздухе пользуется популярностью.
Козловские признаются: с привлечением иностранных туристов дела пока обстоят грустно. В основном работа ведется с «дикарями», которые сами каким-то образом выходят на них через знакомых или случайно натыкаются на рекламу в интернете. Недавно гуляла компания из России. Они отдыхали на Августовском канале, потом приехали к ним перекусить да и остались еще на пару дней. Зимой, к примеру, на новогодние праздники приезжала семья из Украины с маленьким ребенком. За неделю с новогодним и предновогодним меню, Дедом Морозом и Снегурочкой, полным пансионом они заплатили 700 долларов.
— Свадьбы тоже принимаете?
— Как бы кому-то это нравилось или не нравилось, но свадьбы и корпоративы у нас периодически проходят, — признается Ольга. — Чтобы выжить и иметь возможность выплачивать кредит, который получили в банке, надо зарабатывать. За воду, газ, свет в месяц выходит круглая сумма. Только за свет платим 150—200 рублей в месяц. А еще у нас 70 соток земли, за которыми надо ухаживать.
Хозяева агроусадьбы «Панский двор»: Ольга, Татьяна, Иван, Александр Козловские.
Цена за отдых договорная. Хозяева радушные. К каждому гостю индивидуальный подход. Семья Козловских готова принять один-два автобуса с иностранцами в неделю. Но пока речь об этом не идет. Молодые люди признаются, что еще они не знают, как отреагировать на быстро меняющийся рынок, который появился с введением безвизовой зоны. Строить новые места для ночлега или ограничиться тем, что есть? Соглашаться на предложения, поступающие от турфирм, или надеяться только на себя?
Усадьбы с гостями по зиме считают
В инспекции Министерства по налогам и сборам по Гродненской области итоги подводят в конце года. На начало 2017-го в регионе были зарегистрированы и уплатили сбор 324 субъекта агротуризма. Среди них 321 физическое лицо и 3 фермерских хозяйства. По сравнению с позапрошлым годом число агроэкоусадеб приросло на два десятка. Если кто-то позабыл, то за свою деятельность они по-прежнему платят одну базовую величину в год.
— Анализируя отчеты за прошлые годы, можно проследить следующую тенденцию: агроусадеб с каждым годом становится больше, а вот агротуристов — меньше, — говорит, глядя в таблицы, главный государственный инспектор отдела налогообложения физических лиц Наталья Сиволовская. — В прошлом году наблюдалось незначительное уменьшение количества туристов — всего на 397 человек. В позапрошлом постояльцев агроусадеб стало меньше на 7 тысяч. Это примерно 10% от общего количества. Всего в агроусадьбах Гродненщины в прошлом году побывало 56,8 тысячи гостей. Интересно, что деревенский отдых в последние годы стал значительно меньше интересовать россиян, а также поляков и литовцев. Получается, что основные посетители наших агроусадьб — сами белорусы (54,2 тыс.). Но стали появляться туристы, которые ранее не посещали сельскую местность. Это граждане Украины, Китая, Италии, ОАЭ и других дальних стран.
Изделия народного творчества украшают усадьбу «Панский двор».
Если верить предоставляемой в налоговую службу отчетности, то получается, что наши люди экономят на деревенском отдыхе, а иностранцы о нем мало знают. В личной беседе заместитель начальника управления спорта и туризма Гродненского облисполкома Татьяна Лидяева откровенно признает:
— Пока в сфере агротуристического бизнеса ровным счетом ничего не поменялось. Почти 93% посетителей агроусадеб области — белорусские граждане. Почему уменьшается число отдыхающих? Здесь все просто. У людей сократились доходы. Самое первое, на чем начинает экономить человек при недостатке средств, — это отдых. Раньше к нам активно ехали россияне. Но сейчас и они деньги считают. Помните, как в свое время владельцы агроусадеб подняли цены до небес? И этот трюк им удался. Сейчас люди стали прижимистее, и агроусадьбы, как никто, почувствовали это на себе. Тем не менее они развиваются. Просто в разное время по-разному. Количественный рубеж мы уже преодолели: 324 агроусадьбы для области вполне достаточно. Сейчас сделан упор на качество. Многие из наших усадеб гораздо выше по уровню в сравнении с другими областями страны.
Турфирмы и усадьбы пока на «вы»
Так почему же иностранцам не так уж и интересен отдых в деревне? Здесь пока нет однозначного ответа. С введением безвизового режима иностранцев в городе и его окрестностях хоть отбавляй. Для гродненских турфирм периодически организовывают пресс-туры по агроусадьбым, которые вошли в зону «без визы». Многие из них были просто поражены тем, как организованы там отдых, прием, питание. Особенно востребованы живописные места у бизнесменов, которые не прочь провести переговоры в неформальной обстановке и отметить юбилейные даты. Но всегда появляется одно «но»…
Почему-то большинство хозяев агроусадеб, гостиниц, кафе и ресторанов не хотят понять, что их деятельность — это обычный бизнес. И жить надо по его законам. Многие считают турфирмы посредниками, которые берут деньги за воздух. Все хотят выходить на иностранного туриста напрямую. Получается, турфирма один раз привезла в агроусадьбы группу, а дальше они уже созваниваются и договариваются сами. А ведь именно турфирма могла бы продвигать одну или несколько усадеб далеко за рубежом. Но пока понимания не наблюдается. Наверное, должно пройти еще немного времени.
Директор туристической фирмы «Колумбустур» Виталий Мацута подтверждает, что не нашел общего языка с хозяевами «домиков в деревне»:
— Не все понимают, что есть определенные правила туризма. Такое впечателение, что они живут в каком-то своем мире. Работаем на комиссии. Стандарт — 10—15 %. Мы не можем добавить свою цену за услуги, потому что турист может спросить у хозяев, что и сколько стоит. И, конечно, обидится, если узнает о разнице в цене. Позвонил во многие агроусадьбы, и только в одной меня услышали. Это усадьба «Тартак» на Августовском канале. Там готовят восхитительные обеды, которые стоят для наших иностранных гостей 10—11 рублей. Обычно европейцы рассчитывают на 5—7 евро, и мы в эту сумму укладываемся. Уже за 10 евро покормить будет трудно. В целом наши агроусадьбы пока не готовы принимать зарубежных посетителей, особенно в плане питания. Далеко не во всех усадьбах готовят сами. Там, где готовят, всегда есть посетители. Это востребовано. Сегодня никто не хочет привозить свои продукты и возиться с ними у плиты на отдыхе.
После посещения польских агроусадеб даже самые лучшие из наших бледнеют и кажутся скучными. И сложно сказать, почему. За границей какая-то особая атмосфера гостеприимства. А вдруг иностранные туристы точно так же чувствуют себя у нас? Хотелось бы в это верить.
tanula.k@mail.ru
Фото автора и Леонида ЩЕГЛОВА