В прошедшую субботу в честь празднования Дня города в Минске на Республиканском полигоне для испытаний мобильных машин Объединенного института машиностроения НАН организовали гонки на электромобилях. Участники электроралли Minsk ELECTRO — 2022 удивляли гостей, показывая технику вождения. Также во время шоу ученые НАН на выставке электротранспорта продемонстрировали первый отечественный спортивный электрокар. Как рассказал начальник научно-инжинирингового центра института Александр Белевич, опытный образец, собранный вручную, позволит протестировать элементы компонентной базы, разработанные в институте.
Опытный образец собран практически вручную.
По словам ученого, чтобы белорусские автомобили развивались, в них должны быть в первую очередь отечественные компоненты. Конструкция, кузов и другие элементы для белорусского электрического спорткара изготовлены индивидуально. Его вес более тонны, и практически вся электроника в нем — собственного производства. Электромобиль может развивать скорость до 120 км/ч, а его расчетный пробег составляет примерно 200 км. Сейчас электрокар достигает максимальной скорости за шесть секунд, но целевая задача ученых — сократить это время до четырех секунд.
— Мы показываем, что на базе этих компонентов можно делать не только грузовые автомобили и коммерческий транспорт, но и единичные кастомные машины. Хотим привлечь к науке новое поколение, чтобы молодые инженеры видели перспективу. Теперь все стремятся в IT, но в этой машине информационных технологий больше, чем в стандартных приложениях, которые разрабатываются программистами. По суммарным оценкам различных экспертов, объем кода в электрокарах превышает его наличие в самолетах.
С новинкой отечественных электроразработок ознакомился министр энергетики Виктор Каранкевич. Во время мероприятия он акцентировал внимание на том, что интерес белорусов к электротранспорту растет.
— Результаты видны даже по количеству электромобилей, которые приобретают граждане. Люди видят в этом экологически чистый транспорт. Увеличиваются и объемы потребления электроэнергии зарядными станциями для электротранспорта. За семь месяцев 2022 года этот показатель вырос по сравнению с аналогичным периодом 2021-го с 5,8 миллиона кВт·ч до 8 миллионов кВт·ч.
Министр рассказал, что в Минске электротранспорт представлен не только индивидуальными легковыми авто, но и большим количеством общественного.
— В столице по различным маршрутам курсируют более 100 электробусов. Легковой электрический транспорт популярен и в Минске, и в областных центрах, небольших населенных пунктах, где люди с интересом и комфортом могут использовать такое средство передвижения. Все это стало возможным благодаря системному развитию электрозарядной инфраструктуры, которая активно устанавливается по всей Беларуси.
Первый заместитель председателя президиума НАН Сергей Чижик особо подчеркнул, что в нашей стране планируют освоить массовое производство электромобилей, созданных в НАН.
— Еще несколько лет назад мы начинали приобретать соответствующие компетенции, но акцент сейчас стоит на освоении и локализации компонентов. Сегодня можно с уверенностью сказать, что в Беларуси создан и поставлен на производство отечественный электродвигатель разной мощности. Электроника и управление к этим машинам, сборка аккумуляторных систем также успешно освоены.
По словам Сергея Чижика, 70 процентов деталей в опытных моделях Академии наук, которые в субботу показывали на выставке, — белорусского производства.
— Сейчас идет проработка вопроса о том, чтобы поставить эти автомобили на массовое производство. И когда это произойдет, доля отечественных компонентов увеличится.
Чтобы белорусские электрокары развивались, в них должны быть в первую очередь белорусские компоненты.
kryzhevich@sb.by
Фото БЕЛТА
Ученые НАН продемонстрировали первый спортивный электрокар
Со скоростью молнии
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.