В Большом концертном зале Белгосфилармонии недавно прошел неожиданный концерт, продолжающий цикл «Чайковский +». Возвышенный тон происходящему задал редко исполняемый Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Петра Чайковского в исполнении Государственного академического симфонического оркестра под управлением главного дирижера народного артиста Беларуси Александра Анисимова. А затем случилось отдельное музыкальное и драматическое пиршество, услада для глаз и ушей, феерия и таинство. На сцену ворвались языческие духи прошлого.
Силами оркестра, артистов Национального академического драматического театра имени М. Горького и Государственной академической хоровой капеллы имени Г. Ширмы была представлена музыкально‑драматическая композиция по пьесе Александра Островского на музыку Петра Чайковского и Николая Римского‑Корсакова «Снегурочка». Идея неожиданного проекта пришла в голову маэстро Александру Анисимову, режиссером выступил Роман Крикунов, свой отдельный концептуальный вклад внес в проект худрук НАДТ имени Горького Сергей Ковальчик.
«Снегурочка» была закончена Александром Островским в 1873 году, драматург опирался на сюжет известной русской народной сказки. Музыку к пьесе написал Петр Чайковский. Впервые произведение было поставлено в Москве силами двух императорских театров — актеров Малого театра и труппы Большого театра — весной 1873‑го на сцене Большого. В тот год Малый театр был закрыт на ремонт, поэтому его актеры временно работали в здании Большого. Дирекция императорских театров задумала подготовить спектакль‑феерию и занять в нем все три труппы — оперную, балетную и драматическую, а также хор и оркестр. Позднее родилась опера «Снегурочка» Николая Римского‑Корсакова, премьера которой состоялась в 1882 году. Недавно ту самую «весеннюю сказку» Островского и Чайковского показали в Москве в Большом театре.
По задумке Александра Анисимова в центр вечера поместили именно пьесу. В приглушенном свете, в обрамлении дышащего единой романтической идеей симфонического оркестра и масштабной капеллы служители Мельпомены подавали текст Островского легко, увлеченно и страстно.
Сюжет был разыгран актерами театра имени М. Горького Викторией Ковальчик, Кириллом Никитиным, Егором Третьяковым, студентами 2‑го курса БГАИ Елизаветой Гавриловой и Дарьей Чураковой, студентом академии музыки Кириллом Кучинским. В царя Берендея перевоплотился заслуженный артист Беларуси актер Молодежного театра Александр Шаров. Берендей, как и подобает, получился властным, ярким, внушительным. Каждое его слово словно высечено в камне. Не уступает ему и обаятельный Мороз: им в этот вечер стал актер и художественный руководитель Гомельского облдрамтеатра Сергей Лагутенко. Весна в исполнении Виктории Ковальчик получилась настоящим символом красоты, женственности и гармонии. Все актеры существовали на сцене без шаржирования, нажима и излишней сентиментальности, тонко понимая поэтику происходящего. Снегурочка (Елизавета Гаврилова), Мизгирь (Кирилл Никитин), Купава (Дарья Чуракова), Лель (Егор Третьяков) — каждому из молодых героев мы поверили. Актеры донесли до зрителей обаяние и своеобразие персонажей в максимальном объеме. Правая рука царя Берендея Бермята (Кирилл Кучинский) тоже выглядел бодро и свежо.
Здесь не было место пародии или гротеску — скорее, всполохи подлинного площадного театра озаряли филармоническую сцену в тот вечер.
«Снегурочка» — музыкально‑драматическая притча о любви и жертвенности, мистерия о земном и возвышенном. Каждый зритель волен вкладывать в эту историю свои подтексты. Благо она к ним располагает. Несмотря на трагическую развязку, послевкусие от показа оказалось ярким и позитивным и прозвучало как гимн жизни, весне, немеркнущей силе человеческого таланта.
Жесты, движения, речевой посыл, интонации актеров придали истории особый эмоциональный объем.
Добрый зритель в девятом ряду.