Как наш корреспондент уничтожал вместе с саперами внутренних войск снаряд времен ВОВ
Снаряд замедленного действия
Погода радует теплом. Настала жаркая пора и у саперов: традиционно именно в мае они часто выезжают на уничтожение снарядов и бомб, почти всегда времен Великой Отечественной войны. После зимы земля выталкивает из своих недр опасные артефакты, которые зорко подмечают местные жители. Так произошло и на поле возле деревни Новоселки, что под Борисовом. Буквально в ста метрах от трассы М-1 «грелся» в лучах солнца снаряд. Позвонил в милицию местный агроном. Нашли снаряд, когда техника работала в поле. Для его уничтожения на место выехала саперно-пиротехническая группа в/ч 3310 внутренних войск. А с ними и корреспондент «Рэспублікі».
После вызова белый микроавтобус с красными полосами по бортам и синей «люстрой» спецсигналов выезжает из ворот. На месте саперов уже ждут борисовские милиционеры. Пять минут на оценку обстановки: сделали фото снаряда и аккуратно погрузили его в специальный контейнер. Сегодняшняя находка — 85-миллиметровый бронебой-ный артиллерийский снаряд времен ВОВ: весь рыжий от ржавчины, но взрыватель на месте.
Сегодняшняя находка — 85-миллиметровый бронебойный артиллерийский снаряд времен ВОВ Фото автора
Командир саперно-пиротехнической группы старший лейтенант Сергей во внутренних войсках всего два года (фамилии ребята просят не указывать. — Прим. авт.):
— Только на уничтожение снарядов по 3—4 раза в неделю выезжаем. К началу июня этот пик спадет. Возобновляются находки, когда осенью леса «атакуют» грибники.
В расчете еще два человека. В отличие от командира они в черном, без знаков отличия. Олег, заместитель начальника расчета, и кинолог Дмитрий — сегодня он на вторых ролях. «Звездный час» кинологов, когда группа берет с собой собак, чтобы обследовать подозрительные предметы.
— Особой опасности этот снаряд не представляет, — снижает градус напряжения Сергей. — Однако если бы трактор зацепил его, конечно, с малой долей вероятности, но мог бы и рвануть.
Для саперов уничтожение таких снарядов — рутина. То ли дело, когда вывозили с площади Ванеева в Минске на Борисовский полигон советскую авиабомбу ФАБ-100 весом в центнер — нервы саперам она изрядно пощекотала в дороге.
Контейнер, в который поместили наш снаряд, с виду как бидон для молока: его стенки могут выдержать взрыв 1,4 килограмма тротила. Если «калибр» находки больше — ее везут уже на грузовике. Уничтожать снаряд будем на территории карьера в нескольких километрах. Здесь нельзя — до трассы очень близко, осколки могут долететь.
Ехали со снарядом в кузове без спецсигналов. Ничто не выдавало особого груза. Саперы непринужденно достали находку из контейнера и просто в руках понесли к месту ее уничтожения. Выкопали полуметровую яму, куда аккуратно опустили снаряд. Наверх положили красный брусок — накладной заряд, 400-граммовую тротиловую шашку. Под слоем земли он сотрет «эхо войны» в порошок.
Самый безопасный и простой способ взрывать — на удалении электродетонатором: два разнополярных провода подключаются к тротиловой шашке. Ничего сложного, физика за 9-й класс. По технике безопасности устанавливал заряд только командир группы. Мы с Олегом и Димой в это время тянем двужильный кабель на метров двести, место взрыва скрылось из вида.
Через пару минут Сергей присоединился к нам, дал команду приготовиться. Дима крутит ручку подрывной машинки КПМ-3, чтобы накопить на конденсаторе заряд. Такую манипуляцию не раз показывали на экранах.
— Огонь! — нарушает тишину Сергей.
Слышится глухой взрыв.
— Эффектного, как в кино, взрыва не будет, немного лишь земли подкинет, — поясняет Сергей.
Проверяет место подрыва снова только командир группы. К слову, уничтожают снаряды без специальных костюмов: от взрыва он все равно не убережет, зачем тогда париться в нем. Но о плохом саперы не думают и четко выполняют свою работу.