Что хранят камни
Все началось с топографического кружка. Леонид Романович, который с детства хотел стать географом-исследователем, начал учить школьников ориентироваться по картам, читать язык леса, земли и камней. На одно из занятий он принес старую коллекцию минералов, которая пылилась в школе еще с 1960-х годов. Видимо, ее использование требовало более углубленного изучения предмета, поэтому долгое время она не была востребована. На кружке ребята искренне увлеклись рассказами учителя, а педагог решил заняться расширением собрания.Особое признание коллекционера получил камень, с которым связана самая древняя история нашей земли, – кремень. Леонид Колесник твердо убежден: равного ему по красоте и научной ценности не существует. Например, цельный, не расколотый кремень по изысканности формы и переходам цвета ничем не уступает рукотворным скульптурам. Обработанный руками человека, этот камень хранит воспоминания о суровых первобытных охотниках, которым он служил ножом, тесаком или наконечником для копья. Есть осколки с отпечатками в меловом слое, которые отсылают нас и в вовсе доисторические времена. У учителя была даже мечта сделать кремень одним из символов Беларуси наряду с аистом, зубром, васильком.
Многие камни, хранящие отпечатки доисторической флоры и фауны либо кальциевые окаменелости, – обычные полевые булыжники, которые вывозятся, чтобы не мешали росту сельскохозяйственных культур. Леонид Романович достает с полки светлый камень неопределенной формы с плавными упорядоченными выступами:
– Вот два окаменелых морских ежа высокой степени сохранности, их нашли ученики. Дети в этом плане гораздо внимательнее взрослых. Из обычной кучи гравия они приносят куски с отпечатками водорослей ледникового периода. На поле у деревни Кулики во время уборки камней нашли неолитические топорики, сверленые, шлифованные. Еще одна редчайшая находка – каменная мотыга. Мы ее передали в районный музей в Большой Берестовице.
Однажды ученики обнаружили три абсолютно одинаковых тела со странным затейливым рисунком и решили, что это метеориты. Находка дала возможность учителю вовлечь ребят в настоящее исследование: изучить, из чего состоят метеориты, каков состав найденных предметов. И поскольку объекты исследования состояли из кальция, что не свойственно небесным телам, маленькие геологи пришли к выводу: это окаменелости – пришельцы из древности, а не из космоса.
Находки и потери
Любимое место для исследований учителя и его подопечных – гряда, образовавшаяся неподалеку, на месте остановившегося ледника. Здесь кружковцы обнаружили уникальный валун, который получил собственное имя – Бурый камень. Гигант восемь метров длиной и два – шириной. Недалеко нашли камень-следовик, на котором видны отпечаток босой ноги и небольшая ямочка, как будто от посоха. До сих пор это явление полностью не изучено, но считается, что подобные артефакты – наследие бронзового века, отражающее какие-то верования того периода.С увлечением Леонида Романовича связаны не только находки, но и потери. Как-то на краю леса учитель нашел валун не иначе как эпохи неолита с выбитым на нем рисунком: мужчина, женщина и ребенок. И тогда он совершил огромную ошибку. Создатель музея сокрушается:
– Поделился своей радостью, растрезвонил. Хотел найденный камень перевезти либо в школьный музей, либо в районный, искал экскаватор, чтобы его достать, транспорт… Но, видимо, кто-то успел раньше меня. Валун исчез. Жаль… Второго такого в стране нет, а может, и вообще нигде – это большая редкость. Хорошо, на память о нем осталось фото.
Реакция малышей – восторг
Леонид Колесник всегда сам проводит экскурсии по музею, особенно любит открывать мир камней младшеклассникам:– Реакция малышей – восторг. Они же впервые в жизни сталкиваются с чем-то совершенно необычным, с тем, что меняет их представление о мире. Дети требуют особого подхода, и, если его найти, любой музей может оставить впечатления, которые человек пронесет через всю жизнь. Например, в нашем есть разные минералы, в том числе кристаллы удивительной красоты, и детям они, конечно, нравятся. Но знаете, что вызывает у них настоящие ажиотаж и оживление? Попытки «пообщаться» с окаменелостями морских червей. Когда школьники устают, я им показываю эти экспонаты и говорю: если червям понравились посетители, они тихо свистят, а если не понравились, шипят. Мальчишки и девчонки сразу же оживляются и практически все говорят, что слышат свист. А ведь на вид эти окаменелости – невзрачные шершавые валики, не сравнить с яркостью и красотой цитрина либо аметиста. Но достаточно ввести элемент игры – и для малышей они как будто оживают.
charovskaya@sb.by