Смотреть на людей глазами доброты

Сегодня в Минске откроется международный симпозиум посвященный 45–летию Белорусского научного общества...

Международным симпозиумом, семинаром или конференцией в наши дни вряд ли кого удивишь. Проводится их много. По самым разным направлениям и с обширнейшей тематикой. С большей или меньшей пользой и отдачей. Программы их, как правило, кроме специфики, не отличаются особым разнообразием. Но изюминки свои имеются.


Вот и сегодня в Минске откроется международный симпозиум, где будут исследованы междисциплинарные проблемы аллергологии, гастроэнтерологии, педиатрии, дерматологии и гигиены. С интереснейшими докладами выступят ученые из Италии, Австрии, Германии, Чехии, Вьетнама и Санкт–Петербурга. Симпозиум такого масштаба (в нем участвуют 300 человек) в нашей стране проводится впервые. Посвящается он 45–летию Белорусского научного общества иммунологов и аллергологов и 75–летию профессора С.В.Федоровича. Он же и бессменный руководитель научного общества.


Имя этого видного ученого и замечательного человека хорошо известно в Беларуси и за рубежом. О вехах его творческого пути, клиницисте и педагоге, о вкладе Сергея Владимировича в науку и практику расскажут на симпозиуме его коллеги и ученики. Мой долг — поведать о нем читателям нашей газеты.


С годами, пожалуй, у каждого человека возникает желание оглянуться на пройденные дороги. Если, конечно, есть на что. И не будет стыдно... Когда–то на этих дорогах многое казалось второстепенным, не стоящим внимания. Но, переживая наново былое, что–то само собой укрупняется, становится значительным. И проливается свет на то, что было в тени. Над чем задуматься как–то не доводилось...


Образ человека в белом халате у Сергея Федоровича с самого раннего детства связан с утолением боли. Врачи лечили его от серьезных болезней. А в пятилетнем возрасте спасли его жизнь... В родной деревне Малые Дворцы Пинского района в 1944 году расположились немцы. Хозяев домов оккупанты выгнали на улицу, и те вынуждены были жить в сараях. Такая же участь постигла Сережу и его маму Александру Яковлевну. Зайти в свой дом они не смели. Из открытого окна было видно, что на стене висят автоматы. Немцы не всегда брали их с собой. У них было и другое оружие. Партизан, не думая о последствиях, подбил пацана украсть автомат и передать ему. Дождавшись, когда немцы ушли, Сергей проник в дом и снял со стены автомат... Обнаружив пропажу, немцы схватили мальчишку, который и не думал прятаться. От удара прикладом по голове он залился кровью и рухнул на землю. Добивать его не стали. Мама сумела доставить сына в пинскую больницу. Там наложили швы и вылечили мальчишку от травмы головы.


...Семилетняя школа находилась в соседней деревне Большие Дворцы. В свое время школу прославил на всю Пинщину дед Сергея. Андрей Федорович окончил Санкт–Петербургскую инженерную академию. Физику и математику знал прекрасно. Его ждала блестящая карьера. Но судьба распорядилась так, что в глухой провинции Андрей Федорович стал директором начальной школы. Причем за свой подвижнический труд он даже не получал жалованья. За учебу детей крестьяне платили ему натуральными продуктами. Обладая глубокими знаниями и высокой культурой, директор сельской школы поднял образование крестьянских детей до небывалого уровня. И этим оставил о себе память. И, надо полагать, что страсть к знаниям, жадный интерес к науке, интеллигентность и исключительная порядочность Андрея Федоровича на генном уровне передались его внуку Сергею Владимировичу. После семилетки Сергей Федорович поступил в Пинское медицинское училище. Стал фельдшером. Поработал пару месяцев — повестка в армию. Печи под Борисовом. Такое название нарочно не придумаешь. Обжигая сырец в печах, получают добротный кирпич. Вот так же неотесанных парней здесь превращают в настоящих солдат. Через полгода — полноценный танкист. После учебки направили Сергея Федоровича в Лепель. Назначили сержанта начальником медпункта. И одновременно — аптеки. Вскоре присвоили звание старшины — должность–то старшего лейтенанта. Сам себе начальник. Со старшиной дружили многие офицеры. Даже начальник штаба захаживал в медпункт, когда возникала острая необходимость... Начальник аптеки распоряжался спиртом.


Близость к начальству, пусть и относительная, но все–таки независимость не отдаляли старшину от солдат. Не возвышали его в собственных глазах. Не превращали в армейского аристократа. В медпункте — 10 коек. Федорович имел право на 3 дня освободить солдата от службы. И всегда поступал так, когда видел в этом необходимость. Как–то вызвал старшину начальник политотдела: «Вы, доктор, очень добрый человек. Но вашей добротой и доверчивостью пользуются недобросовестные люди. Придут в медпункт, расхнычутся, а вы им — три дня освобождения. Так скоро в наряды некого будет посылать. На солдат, старшина, надо смотреть другими глазами. Сначала — служба, а все прочее — потом». Неожиданно для себя Сергей Федорович произнес слова, которые потом вспоминал не раз: «На людей, товарищ полковник, доктор всегда должен смотреть глазами доброты». Полковник с удивлением посмотрел на старшину: «Вижу, что из моих слов вы не сделали для себя вывод. Ну что ж, я вас предупредил...»


Сергей Федорович не изменил своего отношения ни к службе, ни к людям. Правда, и «задушевные» беседы с начальством не имели продолжения. И слава богу. Но так ли неожиданными были для него слова, сказанные полковнику? Вряд ли. Они наверняка жили в нем всегда. Возникла ситуация — вот и озвучились. Как бы непроизвольно, а на самом деле — естественно и органично. Ведь слово — это и поступок, и позиция...


Служба позволяла старшине Федоровичу готовиться к вступительным экзаменам в вуз. А поступать он решил в Ленинградскую военно–медицинскую академию. Конкурс на сухопутный факультет немаленький: 15 человек на место. До проходного балла он не дотянул самую малость. Его могли зачислить на военно–морской факультет. Но Сергей знал, что море не для него. Значит, надо возвращаться в Лепель. И служить еще полгода... И тут на его счастье министр обороны издал приказ о переводе 15 человек, поступивших в академию, в Ленинградский санитарно–гигиенический медицинский институт. Там катастрофически не хватало парней. Вот и уладилось все лучшим образом. И это не просто везение. Очевидно, существует некая светлая сила, которая приходит на помощь доброму человеку. Доброе должно всегда соприкасаться с добрым. По закону справедливости.


Лекции студентам читали профессора, которых по праву можно назвать учеными мирового значения. Все в них было цельно и органично. Глубинные знания, педагогический талант, ораторское искусство, мудрость и человечность. Повезло Сергею Федоровичу с учителями. Многое от них впиталось в его душу.


Профессор С.Е.Горбовицкий в способном студенте разбудил ген ученого. Уже на втором курсе Сергей написал две научные работы по аллергии. Их напечатали в научном институтском журнале. Под одной обложкой со статьями маститых ученых — труды студента. Ну как тут не поверить в свое предназначение!


Окончив институт, Сергей Владимирович мог поступить в ординатуру. Но Минздрав БССР запросил трех выпускников вуза. Кого послать, если не земляка? Профессор Горбовицкий дал Федоровичу блестящую рекомендацию для продолжения научной работы. Мол, будет у вас, белорусы, свой ученый. Не упустите шанс.


Сергея Владимировича определили в НИИ Минздрава республики. Там он станет кандидатом медицинских наук. Потом будет преподавательская работа в институте усовершенствования врачей. Защита докторской. Клинический отдел (лаборатория) профпатологии на базе 10–й городской клинической больницы. Им профессор С.В.Федорович руководит уже 22 года.


Людям он служит самозабвенно и бескорыстно. На родной Пинщине за 50 лет совершенно бесплатно проконсультировал свыше 5 тысяч пациентов. Обследовал по всей республике сотни и сотни людей, работающих во вредных и опасных условиях. Отвел беду, помог, успокоил, дал силы, чтобы жить и бороться.


Без напряжения ума жизнь ученого немыслима. Это состояние может довести до бессонницы, до изнеможения. Зато какое ликование в душе ученого от озарения. От сознания того, что найден ключ от наглухо закрытой двери. Когда определяются способы распознания коварной аллергической болезни. Открываются новые методы профилактики и лечения аллергических заболеваний. На счету ученого и практика высочайшей квалификации 39 монографий, 630 научных статей, 68 патентов на изобретения. Под его руководством подготовлено более двадцати кандидатов и один доктор медицинских наук.


За доблестный труд — достойные награды. Сергей Владимирович — заслуженный деятель науки Беларуси, лауреат Государственной премии и дважды — премии Национальной академии наук, почетный гражданин Пинского района.


Сергей Владимирович Федорович — нужный, востребованный и счастливый человек. Судьба подарила ему любовь замечательной женщины — его жены Зинаиды Ильиничны. Он гордится своими детьми: дочерью Леаной и сыном Сергеем. Двумя внуками и внучкой. И эта нужность людям, любовь жены, гордость за детей и внуков, как ветерок вечно молодой радости, овевают его душу.

 

Советская Белоруссия №94 (24477). Четверг, 22 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter