Иерей Кирилл Гордун: как христианину контролировать свои чувства, жить в гармонии и быть счастливым?

Смирение — путь к обладанию собой

Как научиться управлять собой, контролировать свои чувства, жить в гармонии и быть счастливым? В Евангелии мы встречаем такие слова Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3). Блаженны — значит счастливы, а нищие духом — это смиренные.


В чем же это смирение состоит и почему оно делает человека счастливым? Существует общее, словарное понятие, которое подразумевает отсутствие гордости, готовность подчиняться чужой воле, и есть понятие, наполненное христианским смыслом. Разность этих понятий обусловливается разными целями светской этики и религиозной нравственности. Задачи у нравственности светской и христианской разные: задача первой — установить некие общепринятые нормы сосуществования, другая является условием приближения, уподобления Богу. Это уподобление Богу выражается в словах: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». Чтобы приблизиться к такому состоянию, мы должны преодолеть долгий путь. А первым шагом является осознание слабостей своих и недостатков, скромность.

Часто скромный человек теряется среди само­уверенных и горделивых людей, и сама добродетель его незаметна. Есть даже пословица: «Сердитого проклянут, а смирного проглонут». Зато зачастую хорошо видно человека строптивого и самоуверенного. Последствия его натуры все окружающие испытывают на себе. Такой человек не воспринимает любви людей, часто обижается и все толкует неправильно, считая, что все хотят ему зла, что все живут и радуются, а его бросили. Такой человек живет в оковах своего самомнения и страшной темнице своего одиночества.

Слово «смирение» является однокоренным со словом «мир». Обладание этим качеством позволяет человеку понять своего ближнего и жить, насколько это возможно, в мире с ним. Многие пробуют внушить, что о такую доброту вытирают ноги. Иногда это трактуется как бесхарактерность. Но ведь больше усилий подчас требуется, чтобы удержать недостатки своего характера — вспыльчивость и гнев в узде, чем отпустить вожжи, сдерживающие отрицательные эмоции.

Более важным является духовное понимание смирения, которое проявляется в осознании, что быть человеком — это не всегда повод гордиться. Что всем нам свойственны недостатки, от которых мы никогда ни избавимся при всем своем желании. Это и есть так называемая духовная нищета — осознание всецелой зависимости от Бога. Такая скромность по отношению к Богу является первой обязанностью и корнем всякой добродетели, которые ведут нас к вершине — к совершенству. Это не только то, что мы приносим Богу или получаем от Него в подарок, но это чувство собственной незначительности, которая приходит тогда, когда мы видим, что Бог является всем, и при котором мы предоставляем Богу возможность быть всем. Это и есть истинное благородство. Смирение — попросту признание своего истинного положения в качестве творения и предоставление Богу Его места.

Смирение не является тем, что приходит само по себе, но оно должно быть объектом особого желания и практики. Чтобы воспитать это положительное качество в себе, требуется немало душевных и нравственных усилий. Однако человек, приблизившийся к нему, обретает непоколебимую опору — помощь Божию. Одно из следствий ее — потрясающее самообладание. Ведь такой человек совершенно не чувствует зависти, его не беспокоит иллюзорная слава, он не боится потерять статус или деньги, поскольку все это занимает в его иерархии ценностей отнюдь не первое место. Он спокойно выдерживает моменты, когда хвалят других, а о нем забывают. Даже когда с ним поступают несправедливо, он не беспокоится и не страдает. Потому что счастье такого человека и удача не пропадают от этого: он ждет их не от людей, но от Бога.

Главная правда в том, что смирение — божественное качество: «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8.). Мы так много тратим на достижение вечно ускользающего земного успеха. Давайте попробуем сосредоточить усилия на настоящем, на том, которое обещано (гарантировано!) самим Богом, — это ведь целое Царство!

Иерей Кирилл Гордун, клирик храма апостола Андрея Первозванного Минска, магистр богословия
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter