Трагедия произошла в минувшем году 1 ноября. На мальчишек, забравшихся в дом, рухнула железобетонная плита перекрытия. Их тела из–под завалов извлекли спасатели («Почему эти стены смотрят в укор», «СБ» за 3 ноября). Но спасти ребят медики, увы, не смогли. 9–летний Максим умер от травм на месте, 8–летний Денис — через 2 недели в больнице, так и не придя в сознание.
Напомним, тогда управление Следственного комитета по Могилевской области возбудило уголовные дела «Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам» и «Служебная халатность». 43–летнего владельца долгостроя задержали на трое суток, затем отпустили. По окончании расследования трагедии официальный представитель УСК по Могилевской области Оксана Соленюк объяснила, почему ему удалось избежать ответственности:
— Изначально в отношении хозяина возбудили уголовное дело по статье «Причинение смерти по неосторожности». Но в ходе следствия выяснилось: дом 31 по улице Загородное шоссе на праве собственности принадлежит четверым горожанам, один из которых решил самовольно, без согласования с соответствующими службами, возвести рядом со старой избой собственный коттедж. Стройку он так и не закончил по причине смены места жительства. Поэтому довести начатое до конца доверил своему знакомому, пообещав, что тот сможет выкупить у него дом. И хотя официально оформить сделку купли–продажи приятели не смогли (поскольку на этом участке уже находилось самовольно возведенное строение другого собственника), работа на объекте закипела. Новый, хоть и неофициальный, хозяин рассчитывал, что позднее сможет узаконить постройку. Однако после того как в 2010 году Комитет госконтроля Могилевской области выявил факт самостроя и указал, что он подлежит сносу, свернул стройку.
Уже после трагедии было назначено несколько экспертиз. Согласно заключению одной из них — комиссионной строительно–технической — причиной обрушения плиты стало длительное воздействие атмосферной влаги на строительные конструкции. Поскольку 43–летний могилевчанин не мог предвидеть, что его дом станет виной гибели детей, уголовное преследование в отношении его было прекращено — за отсутствием состава преступления. К тому же он официально не является собственником долгостроя и на него в соответствии с законодательством нельзя возложить ответственность по содержанию имущества.
Решение о сносе опасного строения должны были принять должностные лица Могилевского горисполкома, но проявили халатность. 46–летний могилевчанин, работавший сначала главным специалистом управления архитектуры и градостроительства горисполкома, а затем — заместителем начальника и начальником этого управления, небрежно и недобросовестно отнесся к выполнению служебных обязанностей, что и повлекло впоследствии смерть двоих детей. Еще несколько лет назад, установив факт самовольного строительства жилого дома, игнорируя требования законодательства, он не принял мер по сносу опасного объекта, а в дальнейшем просто самоустранился от проблемы, не следил за судьбой самостроя. Поэтому именно он и предстал перед судом. Мы будем следить за ходом судебного процесса.
К слову, коттедж, где погибли дети, сровняли с землей в июне этого года.
kislyak@sb.by
Фото автора