Депутат Сергей Клишевич – об идеологических предпосылках учреждения в Беларуси Дня партизан и подпольщиков

Слово депутату Сергею Клишевичу: «Идеологического объединения с внуками полицаев и теми, кто сегодня использует их символику, не будет»

Во время прошлогодних беспорядков телеграм-каналы действовали в рамках единой психологической стратегии. В отношении силовых структур ими употреблялись маркеры, связанные с периодом немецкой оккупации: «нацисты», «каратели», «фашисты», а оппозиционные группировки, наоборот, именовались «партизанами». Это подавалось как некое стихийное сопротивление «оккупационной», якобы «незаконной» действующей власти. Организаторы протеста сознательно использовали мощную народную память о Великой Отечественной войне, но пытались повернуть ее против структур армии и милиции. Этим действиям необходимо дать идеологический ответ, и один из возможных вариантов был озвучен на VI Всебелорусском народном собрании. Речь об учреждении в Беларуси Дня партизан и подпольщиков 16 июля. Именно тогда 77 лет назад в Минске состоялось уникальное событие в истории Беларуси — партизанский парад. Об идеологических предпосылках возможного установления нового памятного дня рассуждает депутат Палаты представителей Сергей КЛИШЕВИЧ.

Истинные планы нацистов

Беларусь не просто так называют партизанской республикой. Столь мощного партизанского движения, которое развернулось в нашей стране в годы Великой Отечественной войны, история не знает. Уже к концу 1943 года партизаны контролировали больше 75 процентов территории Беларуси, чему способствовал лесисто-болотистый рельеф местности. Во время битвы на Курской дуге партизаны устроили фашистам «Концерт» и «рельсовую войну», благодаря чему вся доставка техники на ремонт в Германию встала.

В 1944-м против партизан действовали 23 шуцманшафт-батальона: три литовских, один латышский, шесть украинских, восемь белорусских, пять казачьих, которые устраивали облавы, уничтожая всех, включая мирных жителей. Вместе с откатом линии фронта немцы начали применять против партизан и жителей мирных деревень артиллерию и авиацию, регулярные фронтовые подразделения. На это время приходятся самые большие потери среди партизан и мирного населения.

Именно за это партизан так не любят белорусские историки-националисты, считающие, что «белорусы в БССР не имели национального государства» и «с немцами надо было сотрудничать против большевизма». В годы перестройки и позже эти откровения лились изо всех дыр, причем по форме и содержанию копировали гитлеровскую пропаганду.

Для примера: если сегодня открыть ряд оккупационных изданий, например «Беларус на варце» (ведомственный журнал вспомогательной полиции), то там упоминались и Калиновский в качестве первого «змагара» с русскими, и Слуцкое восстание против большевиков, и Москва, которая постоянно «угрожает» всему цивилизованному миру, а также тезисы о превентивном нападении Советского Союза и поджоге мирных селений «сталинскими бандитами». На все неудачи германских мероприятий следует лаконичный ответ, что местных просто испортили десятилетия «советской оккупации».
Реальная же немецкая цель не заключалась в каком-либо обустройстве оккупированных территорий и создании там пусть даже марионеточных структур. Им необходимо было, чтобы «правильные» белорусы уничтожали «неправильных» как можно дольше. Ни о каком государстве или даже самоуправлении речь не шла.
Характерно, что в конце марта 1942  года был издан приказ, который прямо запрещал создание в Беларуси центрального органа самоуправления. По мнению Розенберга (рейхсминистр восточных оккупированных территорий. — Прим. ред.), «большевистское мировоззрение настолько сильно укоренилось в сознании белорусского населения, что для создания местного самоуправления не осталось никаких предпосылок».

Однако это не отменяло проведения идеологических мероприятий для внутреннего потребления. И задолго до 1990-х «нацыянальнае адраджэнне» оказалось неотделимым от программы национального геноцида. В 1943-м нацисты и их приспешники из числа предателей сжигают Хатынь, а Наталья Арсеньева пишет стишок «Магутны Божа», который стал гимном тогдашних полицаев, а сегодня является гимном партии КХП — БНФ и пиарится в качестве истинно белорусского. Кроме того, в 1944 году немцы переименовали нынешний проспект Независимости в улицу 25 Марта и организовали Второй Всебелорусский конгресс, на котором эмигранты-«змагары» публично подтвердили верность идеям БНР и НСДАП.

При этом немцы смотрели на своих сателлитов как на расходный материал. Розенберг искренне не верил в возможность активизировать белорусский национализм. Не верили в это и многие его подчиненные. Так, еще в марте ­1942-го его представитель в ставке Гитлера доктор Копен заявил, что «белорусы — настолько примитивные, что могут только пахать землю и кормить скотину».

В кругах министерства по делам оккупированных восточных областей Беларусь называли «национальным коктейлем» и «золушкой рейхскомиссариата «Остланд».
Розенберг и его министерство относились к Беларуси как ко второстепенному региону в составе «Остланда».
Об этом свидетельствовало дальнейшее уменьшение территории генерального округа, которое проводилось не только без согласования с Кубе, курировавшим белорусских националистов, но даже и без его ведома. В январе 1942 года часть белорусской территории была передана рейхскомиссариату «Украина», а в апреле — генеральному округу «Литва».

Группа партизан второй роты отряда им. Чкалова гомельской партизанской бригады «Большевик» минирует шоссейную дорогу Губичи — Жлобин, 1943 год.
waralbum.ru

Внуки полицаев снова проигрывают войну

Кто сегодня рассказывает нам о советских партизанах и их мотивах? Фактически это те люди, которые воевали против них. К примеру, американское «Радио Свобода» не так давно называлось «Освобождение», поскольку его делали выходцы из Комитета освобождения народов России, удачно перебежавшие от немцев под американскую крышу. Аналогично в 1948-м возникла «возрожденная БНР», представлявшая собой полицейское гнездо, в котором каждый второй помогал нацистам. Разумеется, все эти люди начали работать на ЦРУ в период холодной войны.

Именно в этих маргинальных кругах изначально бытовало мнение, что «истинные белорусы» сражались против большевизма бок о бок с другими арийскими народами. Отсюда растут корни прославления оккупационных формирований, например, 13-го батальона СД или дивизии СС «Беларусь».

Однако сегодня в своей массе оппозиционные историки пытаются представить дело так, будто белорусам война была глубоко безразлична и они прятались по хатам, избегая большевистских провокаторов-партизан и нацистских карателей-эсэсовцев. Соответственно, доски памяти на улицах современных белорусских городов, по их мнению, — большевистская фальсификация истории, которую надо декоммунизировать ради «исторической правды». А сама война была неким стихийным бедствием, которое белорусы пытались переждать, временем, когда большевики сражались с нацистами, а белорусы были ни за тех, ни за этих.

Не чем иным, кроме как восхвалением рабской покорности, эти перестроечные вопли назвать нельзя. Как правило, бороться с оккупантами начинали с 13 лет, что в красках показано в фильме «Иди и смотри» (посмотреть его обязан каждый уважающий себя белорус).
К концу оккупации 50 тысяч партизан погибли, еще 150 тысяч действовали в партизанских зонах, уничтожая коммуникации.
Для сравнения: в 40-миллионной Франции распиаренное на весь мир Сопротивление насчитывало 40 тысяч человек.

По факту сопоставимый по активности народ был только в Югославии — там было 236 тысяч партизан при 15 миллионах населения.

Более того, в ряде стран, таких как Польша, Литва и Латвия, чтобы скрыть военные преступления, начали героизировать националистическое подполье и антисоветские банды, также выдавая их за «партизан». К примеру, польская Армия Крайова за шесть лет оккупации уничтожила больше советских солдат, чем немцев, а местами и вовсе устроила белорусам геноцид руками банд Райса и Лупашко. При этом часть националистических банд в Прибалтике и Украине была сформирована отступавшими немцами в рамках общего плана по организации антисоветского подполья на брошенных территориях и состояла из тех, кто успел в оккупацию пристроиться и поработать с нацистами.

После 1996 года оппозиция негодует, не видя связи с независимостью и считая, что Днем Независимости должен быть день провозглашения БНР. Но идеологическая разгадка проста: та война была войной против колонизаторов, то есть войной за независимость, национально-освободительной войной, войной против рабства и внешнего управления. И как массово сознающая себя нация белорусы оформились не на собрании «элиты» в театре, а только как граждане БССР и только в огне и пытках Великой Отечественной.
Если мы установим новую памятную дату в белорусском календаре, День партизан и подпольщиков, мы дадим четкий посыл: идеологического объединения с внуками полицаев и теми, кто сегодня использует их символику, идеологию, мифологию, — не будет. Объединение станет происходить вокруг здоровых сил и только на историческом фундаменте, связанном с Великой Победой наших прадедов.
Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей, член Компартии Беларуси.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter