Слоны, фестивали и постановки со смыслом — чем удивит Гомельский государственный цирк в новом сезоне

Цирк — это любовь

Лауреатом Международной профессиональной цирковой премии «Признание» в номинации «Международный партнер года» совсем недавно стала генеральный директор Гомельского государственного цирка Анастасия Сарасеко. За этой наградой стоит огромная проделанная работа, которая не только позволяет гомельчанам и гостям города увидеть лучшие мировые шоу, но и открывает для белорусских артистов, в том числе юных, дорогу на международные фестивали и конкурсы, заставляет говорить о нашем национальном цирковом искусстве на зарубежных аренах. Мы заглянули за кулисы гомельского цирка и узнали, чем откроется новый сезон, кто приедет на уже традиционный фестиваль любительских коллективов и без кого невозможно ни одно представление.

Не просто программы

Генеральный директор Гомельского государственного цирка Анастасия Сарасеко профессиональную премию «Признание» личной заслугой не считает:

— Это успех всего коллектива. Каждый внес свою лепту в то, чтобы в историю нашего родного цирка была вписана еще одна важная и яркая страница. Мы все делаем для развития циркового искусства и всегда чувствуем плечо Министерства культуры, которое понимает, как важно беречь и обогащать этот один из самых прекрасных видов творчества.

Генеральный директор Анастасия Сарасеко.

Пока мы прогуливаемся за кулисами цирка, Анастасия Сарасеко вспоминает о том, какая огромная работа была проведена за последние несколько лет. Гомельский государственный цирк тесно сотрудничает с компанией «Росгосцирк» и многими другими создателями уникальных цирковых проектов.

— Государство ставит перед нами задачу максимально организовывать прямые контакты с теми, кто создает цирковые программы. Это кропотливый процесс, долгие переговоры и большой дар убеждения. Но все удалось. Уже к юбилею цирка в 2022 году мы такие контакты наладили. К нам впервые в истории белорусских цирков приезжал генеральный директор Российской государственной цирковой компании, преемника советского цирка. Мы с ними продолжаем работу, не стоим на месте, привозим в Гомель не просто классные цирковые программы, а и масштабные мировые шоу.

В этом сезоне гомельчане вновь смогут увидеть знаменитое шоу Гии Эрадзе «5 континентов». Это беспрецедентный проект и незабываемое зрелище, в котором представлены все цирковые жанры, задействованы более ста титулованных артистов. 40 хулахупов и баланс на зеркальном шаре, сложнейшая дрессура медведей, тигров, леопардов, черных пантер, умопомрачительные акробатические номера конного аттракциона «Джигиты-Апачи» и многое другое.

Дирижер Максим Козловский.

— Сегодня мы убеждаем приехать в Гомель артистов, которые еще никогда здесь не выступали, профессионалов с мировым именем. И самое интересное: даже если они поначалу и сомневаются, то после поездки непременно хотят вернуться. Все в восторге от Беларуси! Нам удавалось подслушать, с каким азартом и воодушевлением они рассказывали по телефону родным, как у нас чисто, красиво, какие качественные продукты и приветливые люди.

Слона по городу водили

Новый сезон в Гомеле откроет не менее уникальное представление — шоу Андрея Дементьева-Корнилова «Девочка и слон».

— Там не просто показана дрессура. Слоны — участники, актеры, знающие, что и в какой сцене они должны исполнить, — рассказывает генеральный директор. — Вот такая ремарка: слоны Корниловых даже снимались во многих художественных фильмах. Это уникальный проект, мы больше года пытались заполучить его для гомельских зрителей. Проект очень востребованный, артистов ждут по всему миру.
Инспектор манежа Павел Курбанов и воздушная гимнастка Наталья Конанчук.

Это театрализованное представление по мотивам рассказа Александра Куприна «Слон». Зрителей ждут индийские слоны, животные джунглей, настоящий театр теней, пума, верблюды, заколдованные лошади и жонглеры-хулиганы, воздушные гимнасты, собаки-волшебники, чаепитие со слонами. И есть еще один сюрприз для гомельчан, который цирк готовит совместно с городскими властями, приоткрывает завесу тайны Анастасия Евгеньевна:

— Стало доброй традицией в День города организовывать цирковую площадку. Это всегда захватывающе и зрелищно. В этом году она разместится возле нашего цирка, и мы постарались сделать ее максимально масштабной. Чудом и сюрпризом будет появление на улицах Гомеля слона из шоу Корниловых, который выйдет в люди! На площадке артисты представят и зарисовку программы. А в подарок для жителей и гостей в День города будет снижена цена на билеты.

Представления со смыслом

«Девочка и слон» — пример того, к чему сегодня целенаправленно идет Гомельский государственный цирк. Анастасия Сарасеко соглашается, что люди приходят отдыхать, но зрелища должны быть не только яркими, но и насыщенными духовно:

— В этом сезоне будет немало интересного, все программы имеют художественный смысл, они наполнены классическими сюжетами, связаны с хорошими литературными произведениями. Мы делаем упор на высокое искусство в сочетании с яркими шоу. Наша задача — не просто дать людям зрелищ, но и выполнить образовательную и воспитательную функцию.

Такую же функцию выполняет и открытая два года назад в цирке историко-демонстрационная комната. В этом небольшом музее собрана история отечественного и мирового циркового искусства. Здесь множество экспонатов из фондов цирка, личных коллекций любителей циркового искусства. А председатель Гомельского облисполкома Иван Крупко в подарок музею передал уникальный документ — оригинал назначения первого директора цирка.


— Историко-демонстрационная комната быстро завоевала статус любимого места среди аудитории различных возрастных групп. Даже летом каждый день были десятки посетителей, которые погружались в увлекательное путешествие в загадочный мир циркового искусства, знакомились с разнообразием его форм и жанров, открывали для себя удивительные факты. К нам по поводу экскурсий обращаются не только школы, но и предприятия и туристические фирмы. Цирк становится ближе людям, и мы этим гордимся.

Арена для всех

Зарубежное сотрудничество, отмеченное высокой премией, — это не только мировые шоу, которые стали доступны гомельскому зрителю, особенно подчеркивает Анастасия Сарасеко:

— Для наших артистов открылись зарубежные фестивали и арены. Для страны это хорошая возможность заявить о себе на всех крупных фестивалях. Это плюс и для детей, и для взрослых артистов, у них появился новый вектор развития. Первые шаги на международном уровне сделаны. Мы показали, что достойны, что на этих конкурсах выступаем не хуже остальных, на нас обратили внимание.

Сейчас цирком совместно с Министерством культуры взят курс на поддержку любительских коллективов. В Беларуси нет цирковых школ или училищ.


— Это вопрос, который очень активно обсуждается и прорабатывается. Вместе с Министерством культуры мы добились того, чтобы в Государственном училище циркового и эстрадного искусства имени М. Н. Румянцева в Москве была квота для белорусов. То есть наши поступающие идут по отдельному конкурсу и получают возможности, которых у них не было раньше.

Гомельский государственный цирк приглашает разные коллективы, дает манеж и всячески подчеркивает, что его двери открыты для всех.

— Почему это полезно? — улыбается Анастасия Сарасеко, подводя нас к манежу, где идет репетиция номера, созданного совместно с заслуженным любительским коллективом Беларуси цирком имени Валерия Абеля. — Сегодня манеж есть только у нас и в Минске. Вот видите, как шикарно артистка выполняет трюки под куполом, а в первый раз ее закружило, она не могла ориентироваться в пространстве, несмотря на весь свой сценический опыт. Шаги на арене не заменит никакая сцена. Уровень их мастерства подрос просто колоссально, и это стоило затраченных усилий. Когда начинали, казалось, что этот процесс будет очень долгим и мучительным. Но все входят в азарт, графики репетиций оказались переполненными.

Обычно на создание номера уходит год. Эти мини-шоу, которые сейчас репетируют на арене, были подготовлены за неполное лето совместно с цирком имени Абеля.

— Любительские коллективы могут стать для Беларуси кузницей кадров. Даже отправлять в училище нужно уже подготовленных перспективных ребят. А после того как они полетали над манежем, любовь к цирку у них закрепилась окончательно. 
Видно, какое удовольствие они от этого получают. Цирк — это любовь! Это отличает всех артистов. Тут деньги, слава, признание уходят на второй план.

От Дагестана до Бурятии

Эти номера будут представлены на II Международном фестивале-конкурсе любительского циркового искусства «Созвездие Слона», который пройдет на арене гомельского цирка. Форум приобретает формат традиционного, рассказывает Анастасия Сарасеко:

— Он и был задуман как способ поддержки и развития любительских коллективов. Здесь неплохой призовой фонд. Гран-при, к примеру, — 6 тысяч рублей. Для коллектива — неплохое подспорье, с помощью которого можно обновить реквизит и костюмы.



Особенность гомельского фестиваля в том, что жюри оценивает в первую очередь цельные программы. У любительских коллективов есть такие нюансы — они работают в отдельных жанрах.
— Да, у них воздушники могут быть самыми лучшими, но в цельном представлении нужна разножанровость. Участникам мы даем стимул что-то добавить, проработать, подняться на новый уровень. Фактически создать цирковое мини-представление на 20 минут с прологом, основной частью, эпилогом, режиссурой, сюжетом. Тут недостаточно отточенного мастерства, это возможность почувствовать себя частью цирковой труппы.

Тем не менее новшество этого года — дополнительные три места за лучшие номера, чтобы у артистов было больше шансов заявить о себе. География фестиваля расширилась — есть коллективы из Бурятии, Дагестана, Башкирии, Омской области. Возглавит жюри Таисия Корнилова, народная артистка России, потомственная дрессировщица слонов, когда-то она была как раз той девочкой из шоу «Девочка и слон». И в целом оценивать конкурсантов будут те, кто сам ­профессионально отдал манежу не один год жизни. 



6 сентября — конкурсный день 

для участников, а 7 сентября гомельчан ждет масштабный гала-концерт, где кроме любительских коллективов выступят профессиональные артисты, чтобы представить зрителю полноценное шоу.

Живая музыка оркестра

Пока есть минутка, знакомимся с теми, кто отвечает за то, чтобы шоу никогда не заканчивалось. Павел Курбанов представитель уникальной профессии — инспектор манежа. Таких специалистов всего пара человек на всю страну.

— Он отвечает за все в манеже! — уверяет первый заместитель генерального директора Светлана Ярковая. — Перед каждой репетицией и выступлением проверяет, здоровы ли артисты, готово ли оборудование, выставлены ли ограждения. В процессе представления все экстренные решения принимает он. И кстати, нет учебных заведений в мире, где готовили бы инспекторов манежа, это квинтэссенция опыта и профессионализма.

В его ведении униформа — коллектив работников цирка, обеспечивающих установку и уборку с манежа реквизита, аппаратуры и снарядов для номеров и аттракционов программы. Всех ребят, говорит Павел Курбанов, он лично отбирает и обучает:

— Это должны быть выносливые люди, настоящие профессионалы и суперответственные специалисты, ведь цирковой процесс, как ни крути, сопряжен с риском, здесь повышенные требования к технике безопасности. А самое главное требование — любить цирк! Я сам когда-то пришел сюда случайно, а потом остался навсегда.



Над ареной стихает музыка, а значит, есть несколько минут, чтобы поговорить с еще одним удивительным человеком. Дирижер оркестра цирка Максим Козловский уверяет:

— Музыкант циркового оркестра может играть в любом оркестре, но не любой музыкант оркестра может играть в оркестре цирка.

Тут совсем другая специфика работы. Если симфонический оркестр играет произведение от начала и до конца, то здесь работают под артиста цирка, человека или животное. Вот есть условие, что нужно снять музыку, когда медведь сядет на барьер, значит, музыканты одним глазом смотрят на дирижера, а другим — на арену.

— Медведь-то может гулять по манежу и три минуты, в зависимости от настроения. А мы должны быть каждую секунду готовы. И каждое представление — это новая история. Ни одно не повторяется идентично предыдущему, — с увлечением рассказывает Максим Козловский. — Бывает, что не удался трюк. Я вижу, что идет все не по плану, поворачиваюсь к ребятам и особым жестом показываю: повторяем мелодию.

В полностью укомплектованном коллективе играют самые профессиональные музыканты. Чего стоит одна джигитовка, когда на ударную группу ложится нагрузка, физически сравнимая с выступлением на Олимпиаде.


— Иногда беремся за невозможное. В российских цирках осталось очень мало оркестров, выступают все чаще под фонограмму. Соответственно, артисты приезжают без нот, а потом спрашивают: «А можно, мы будем выступать под оркестр?» Можно! Мы идем навстречу, в штате есть аранжировщики. Но разучивать музыку приходится за считаные дни, а иногда за ночь.

Особая гордость оркестра — полноценные музыкальные программы, с которыми они выступают на городских площадках и в фойе цирка перед представлением. Такого раньше не было, а сейчас зрители забрасывают соцсети восторженными отзывами. Есть детская программа, есть белорусская, созданная, чтобы показать, как много у нас замечательных композиторов и артистов.

— Есть у меня мечта ввести солиста, чтобы и голос сопровождал номер. В этом направлении мы двигаемся. Прошлый сезон начинали цирковым мюзиклом. В этом хотим сделать не обычную цирковую увертюру, а в белорусском стиле, — делится планами Максим Козловский. — Цирк начинается с оркестра, увертюрой мы задаем настроение, готовим зрителей к празднику и веселью, к особой атмосфере и незабываемым эмоциям.

Еще не приехали артисты, не стартовали грандиозные шоу, но эта неповторимая атмосфера уже ощущается — атмосфера улыбок, восторженных вздохов и восхищения мастерством трюков. Гомельский государственный цирк, коллектив, где каждый по-хорошему болен своим делом, готовится открыть новый сезон. И он будет замечательным!

Фото Гомельского государственного цирка.

УНП 400074257    
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter