Необычных названий поселений в нашей стране немало. Патриотичные, веселые, странные… Но в этот раз мы решили навестить деревушку Слезки, что в Мстиславском районе: узнать, откуда у нее такая грустная «мянушка», чем живут ее обитатели. Вот только, как оказалось, найти село не так уж просто. Указателя с его названием нет, людей в деревне кот наплакал. А познакомила нас с ними заместитель директора по идеологической работе ОАО «Сож-Агро» Елена Нестеренко. До этого много лет Елена Алексеевна работала председателем Селецкого сельсовета, в состав которого входят Слезки, потому на местности ориентируется отлично, знает историю родного края и всех земляков – в лицо и поименно.
Главная улица.
Село, ставшее хутором
— От Мстиславля Слезки далековато — километров 30, а от Сельца, где я родилась и всю жизнь прожила, — около десяти. Слезки — село старое. В 1897 году тут было 13 дворов, 85 жителей. В 1909-м — 16 дворов, 105 постоянных обитателей, — по дороге к «печальной» деревне вводит нас в курс дела Нестеренко, в свое время составившая летопись родного сельсовета. — В 1929-м в Слезках организовали колхоз «Красный боевик». Немало тут людей было, жили, трудились, растили детей. Но в самом начале Великой Отечественной войны деревня была почти полностью сожжена — погибло тогда 20 человек. Уже потом она отстроилась, возродилась. Но сегодня, увы, больше смахивает на хутор. Ведь осталась там одна семья — Ивановы. Да на лето еще парочка дачников приезжает — в хаты, оставшиеся от предков. Кстати, Ивановым я в свое время не раз предлагала переселиться в Селец в дом с удобствами. Но глава семьи не соглашается паковать чемоданы, корнями в землю родную врос…
Под крышей дома своего
По грунтовой дороге подъезжаем к Слезкам. За поворотом — несколько хат. С первого взгляда видать — необитаемых. Но в одном из дворов жизнь кипит: в загоне пасутся лошадка и теленок, неподалеку в траве копошатся куры и утки, чуть поодаль резвятся овцы и барашек. Стоило нам притормозить у калитки, как, завидев чужаков, на улицу выскочили два гончих пса. Следом появился и хозяин «хутора» Андрей Иванов. Андрею Владимировичу 53 года. 20 лет он жил и работал в Мстиславле, но 18 лет назад продал там дом, вернулся в родное село.
Андрей Иванов со своими любимцами лошадью цыганкой и коровой майкой.
— Тут мой дед родился и до 97 лет прожил, и родители мои тут обитали, никуда не уезжали. Мать всю жизнь отработала дояркой, отец, который войну прошел, тоже в колхозе. А как постарели, захворали, я и приехал их досматривать. Отец последние годы плохо видел, а маме одной управляться по хозяйству тяжко стало… Сегодня никого из них уже нет в живых, все мои предки на местном кладбище лежат. Но я отсюда, из Слезок, никуда не сдвинусь, хотя жена пыталась не раз меня соблазнить на переезд, — сказал как отрезал Владимирович. — Мне тут хорошо. Кобыла Цыганка, телка Майя, свинья, овцы, кролики да птица — это еще небольшое хозяйство. Я, как только перебрался сюда из Мстиславля, сразу 5 коров завел, свиней. Их потом пришлось порезать, чтобы купить «колеса»: за младшенькую дочку переживал, как она будет в школу за 10 километров ходить? Возить надо! Вот и взял «фольксваген».
«Фольксваген» тот второй год пылится без дела во дворе. Ремонтировать надо, да Владимировичу пока не до этого. Ведь 15-летнюю 9-классницу Анюту в соседний агрогородок подвозит школьный автобус. А если ей хочется навестить друзей из соседних сел, девочка ездит к ним на велосипеде или ходит пешком. Говорит, это ее не утомляет. И в деревне ей нравится, потому что кругом чистый воздух, природа и много живности, которую она просто обожает. Правда, выучиться планирует не на ветеринара. Хочет, как родной брат, стать милиционером. Дмитрий живет в Могилеве, а старшая сестра Ивановых Анжела — в деревне в Мстиславском районе, трудится поваром в одном из СПК.
Между прошлым и будущим
Кстати, школа в Слезках когда-то была — восьмилетка. И в лучшие времена за партами тут сидело около 200 человек. Но в конце 1970-х ее закрыли. В 1990-е исчезли, словно их никогда и не было, ферма, амбар и клуб… Потихоньку стали разъезжаться люди, осиротело село. Но Ивановы уверяют, что останутся, даже когда их младшенькая дочка упорхнет в большой город.
Замдиректора по идеологической работе ОАО «Сож-Агро» показывает на березовую рощу, где когда-то находилась школа.
— Спасибо Елене Алексеевне, — кивает в сторону Нестеренко супруга Андрея Валентина, — жизнь нам облегчила. Местные ведь всю жизнь по воду метров за 600 до криницы вынуждены были ходить. А в ее бытность председателем сельсовета в Слезках появился колодец. От нашего порога он метрах в 200, там воду и берем. А ее немало надо на наше большое хозяйство — минимум литров 40 в день. Пробовали мы у себя во дворе скважину пробурить. Специалисты из города приехали, день бились, яму выкопали метров на 40, наверное, глубиной. Но вода так и не пошла. Мужики те руками развели, мол, ничего не выйдет: место у вас уж больно высокое, а раз уж забрались на кручу, то и спускайтесь теперь за живительной влагой в низину.
Но Ивановы не отчаиваются. Говорят: «Мы к сельскому укладу, к тяжелому труду сызмальства приучены. Летом подъем в 4.30, отбой — в 00.00. Помимо живности, надо ведь и «плантацию» обработать». А выращивают они картофель, овощи, зерновые. Мало того, хозяйственный Андрей Владимирович еще и по грибы, и на охоту сходить успевает — на зайца, вальдшнепа. Признается:
— Хочу, чтобы коров, овец да свиней на подворье как минимум вдвое больше стало. Что справимся, не сомневаюсь, мы тут сетовать на проблемы и плакаться в жилетку не привыкли. Главное, чтоб здоровье не подвело.
Чтоб не подвело, Владимирович каждое утро упражняется. За сараями во дворе на дереве я обнаружила нечто странное, с виду напоминающее пугало, что ставят на огородах. Оказалось, старые пальто на вешалках тут вовсе не воробьев стращать, а для физподготовки главного на селе человека. Это снаряды для занятия боксом, а под ветошью — набитые песком мешки.
— Всю жизнь стараюсь держать себя в форме, — продемонстрировав не на людях, а на самодельных манекенах для бокса несколько хуков, уверяет поджарый Владимирович. — А как иначе? Я ж за свою большую семью в ответе, а мне еще младшенькую надо выучить, замуж выдать, внуков дождаться. У нас в роду все однолюбы, никогда разводов не было. И мы с Валюшей в следующем году справим полотняную свадьбу — 35 лет вместе! А там, глядишь, доживем и до золотой.
Не надо печалиться
А вот откуда пошло название села Слезки, ни Иванов, ни Иван Тимашков, отец которого работал в селе сперва бригадиром, а после председателем колхоза «Красный боевик», поведать не смогли. Об одном твердили: их земляки испокон веков не нытиками были, а оптимистами.
— Некогда было на жизнь жаловаться, приходилось много работать: скот растить, землю обрабатывать, чтоб давала добрый урожай, — вспоминает Тимашков, нынче живущий в Мстиславле. — Особенно трудно было после войны, а мой отец воевал — ушел на фронт 17-летним парнем, был награжден орденом Красной Звезды, орденом Славы II степени, орденом Отечественной войны I степени. Герой, сильный духом, в мирное время он поднимал родное хозяйство. И кстати, несмотря на все тяготы, на то, что вернулся с фронта инвалидом, оставался жизнерадостным человеком. Да и вообще, сколько себя помню, дружно и весело мы жили. Все праздники вместе встречали, помогали друг другу.
— Так Слезками село окрестили не оттого, что люди там печалились, — уверена 92-летняя пенсионерка Надежда Милетовна Киреенко, которая живет в Сельце, но до пенсии проработала в Слезках на ферме. — А оттого, что в окрестностях было множество родников. И вода там, по словам старожилов, была чистая и прозрачная, как слеза ребенка. И хотя сегодня деревню эту считают вымирающей, думаю, пока живут в ней такие хозяева, как Ивановы, поминки по ней справлять рано…
Старожил деревни (92 года) Надежда Киреенко рассказывает, как в молодости работала на МТФ в д. Слезки и о легендах происхождения названия деревни. На заднем плане — дочь бабушки Валентина Кузюренко.
kislyak@sb.by
Мы побывали в деревне, где людей кот наплакал, зато много живности и даже есть уличные снаряды для бокса
Слезки радости
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Андрей САЗОНОВ