«Уважаемые пассажиры, начинается посадка на поезд». С этой фразы на прошлой неделе стартовал 65-й, юбилейный сезон на Детской железной дороге имени К. С. Заслонова в Минске. Корреспонденты «Знаменки» проехались первым рейсом и поговорили с теми, кто с юных лет работает на «малой Белорусской».
Первую белорусскую детскую железную дорогу построили в 1936 году в Гомеле. В Минске же ее «сестра» появилась спустя почти два десятилетия. И если тогда место, отведенное под объект, считалось окраиной, то теперь станция Заслоново, не меняя прежней локации, находится практически в центре проспекта Независимости. К юбилейному сезону внешний облик вокзала обновили: здание покрасили, а интерьер сделали в стиле 1950-х годов – для маленьких пассажиров и их родителей поставили резные деревянные скамейки, на окна повесили красивые шторы, а под потолком – ретролюстры.
Появились в зале ожидания и интерактивные новинки. Среди них игровой модуль, имитирующий управление поездом: выбрав вид локомотива, пору года и время суток, за пультом чувствуешь себя настоящим машинистом! В ожидании рейса зависаем и возле нового железнодорожного макета, на котором в автоматическом режиме движутся поезда и автомобили. В центре экспозиции – первая станция Белорусской железной дороги Поречье, через которую в декабре 1862 года открыли регулярное движение поездов Петербурго-Варшавского пути.
Билеты просят не выбрасывать до конца поездки – еще пригодятся
На Детской железной дороге работают ребята в возрасте от 10 до 17 лет. Они управляют поездом, проверяют билеты, дежурят по станции. Всему этому учатся в кружке «Юный железнодорожник». С октября по апрель осваивают теорию в учебном центре, а с мая по сентябрь закрепляют знания на практике, посвящает в детали 17-летняя Полина Михалькевич, председатель Совета юных железнодорожников:
Учащаяся гимназии-колледжа искусств имени И. О. Ахремчика Иустина Варакса – из династии железнодорожников. Ее бабушка работала проводником и начальником поезда, посвятив профессии более 40 лет, мама – ревизором. Повзрослев, Иустина тоже решила попробовать себя в этой сфере. И хотя с будущей профессией до конца не определилась, нынешняя работа девушке по душе. В свою очередь ее коллега, дежурный по станции Миша Пухтеев в свои 12 лет точно решил, кем станет:
Иустина Варакса
– Конечно, железнодорожником! В кружке занимаюсь уже два года, здесь я как дома. И с каждым днем все больше влюбляюсь в свое дело.
Постигая основы профессии в кружке, ребята не только изучают теорию и оттачивают навыки на практике, но и часто путешествуют. В этом году посетили Свердловскую детскую железную дорогу в Екатеринбурге, а несколько лет назад побывали в Китае. Начальник станции Заслоново Арсений Сергейчик с теплотой вспоминает и зимнюю поездку в Беловежскую пущу:
Арсений возвращается к своим обязанностям, а мы идем за билетами в кассу, чтобы совершить вояж по «малой Белорусской». По расписанию первый поезд отправляется в 11:00, за несколько минут до этого состав подъезжает к перрону. Одетые в синюю форму проводники приглашают пройти в вагоны и занять свободные места: хочешь у дальнего окна, а хочешь поближе к выходу. Пока все рассаживаются, успеваю сделать селфи с Паровозиком из Ромашково – стены внутри поезда украшают изображения героев из любимых мультфильмов.
В зале ожидания установили игровой модуль, за пультом которого чувствуешь себя настоящим машинистом
До встречи на вокзале
Под мерный стук колес здание вокзала остается позади. За окном сменяются пейзажи, а в это время контролеры проверяют билеты и просят не выбрасывать их до конца поездки – еще пригодятся. Из динамиков звучат знакомые детские песенки, время от времени их прерывает голос гида и его рассказ об интересных фактах из истории Детской железной дороги: открыли ее 9 июля 1955 года, главная станция называлась Парк культуры. Чуть позже появилась еще одна – Пионерская: на ней мы не останавливаемся, но машем в окошко дежурным, которые приветствуют проезжающий мимо экспресс. И следуем дальше – к станции Сосновый Бор.
С нами в поезде 16-летний Юра Астровский. В этот раз в качестве пассажира, хотя обычно юноша при форме – в кружке занимается шестой год. Признается, что железной дорогой грезит с детства, которое проводил на даче, расположенной у путей:
– Зная, как я люблю ездить на поездах, бабушка предложила записаться в кружок. Стану ли в будущем железнодорожником, время покажет, но пока мне это дело очень нравится.
Влад Журомский
За разговором не замечаем, как прибываем на конечную станцию Сосновый Бор, где пассажиры могут выйти на перрон, подышать свежим воздухом и даже прогуляться по лесу хоть пять минут, хоть сорок. При желании вернуться на станцию Заслоново можно и на следующем поезде, главное – не терять билетик.
Проводники приглашают пройти в вагоны и занять свободные места: хочешь у дальнего окна, а хочешь поближе к выходу
gorbatko@sb.by