Сегодня брестчанка Анастасия Колупанович — победительница Всемирной кулинарной олимпиады, судья Всемирной ассоциации сообществ шеф-поваров Worldchefs (WACS), хозяйка собственной кулинарной школы, призер чемпионата Европы и Кубка мира, участница различных международных конкурсов. При этом, как признается сама героиня, до второго декретного отпуска она толком и не готовила.
Первые шаги
По образованию Анастасия экономист — окончила технический вуз. Устроилась по специальности. Работа нравилась, зарплата устраивала, так что менять ничего не думала. Все началось с неожиданной проблемы: домашний кондитер, которая изготавливала торты на все семейные праздники Насти (по эскизам и задумкам заказчицы), в последний момент отказалась и посоветовала сделать торт самостоятельно, поделившись полезными интернет-ссылками.Со временем Анастасия сама стала готовить на заказ, добавилась в кондитерские чаты Бреста. Но очень скоро поняла, что топчется на месте — надо общаться с профессионалами:
— Поехала на курсы по сахарным цветам в английской технике и сразу же — на конкурс. Поскольку желающих было много, а количество мест ограничено, я написала длинное эмоциональное письмо шефу-кондитеру, объяснив, почему мне срочно нужно к ней попасть. Позже она мне призналась, что я ей напомнила саму себя в начале карьеры. А тогда я получила короткий ответ с расценками, адресом и фразой «жду на курсах». Они длились пять дней, мы работали по 12—14 часов в сутки, обучение было интенсивным. В итоге у нас получились огромные букеты.
— Я увидела настоящий профессиональный уровень! И с сожалением подумала, что у меня — всего лишь домашняя выпечка. Кстати, частники говорят, что на хлебозаводах не умеют печь, мол, только у них все самое лучшее. На конкурсе я поняла, что частники, наоборот, зачастую очень далеки от профессионализма работников тех же хлебозаводов. Потом я все же решила выставиться, меня поддержала преподаватель, сказав, что мои труды стоят того. В итоге взяла за торты бронзу, а за цветы — серебро. Вернулась в Брест и написала в интернете, как сильно мы ошибались насчет государственных предприятий, какой там уровень! В ответ меня начали бойкотировать, писали неприятные комментарии, удаляли из кондитерских чатов.
Анастасия осталась без поддержки коллег, но оказалась первой по результатам голосования сайта с обзорами заведений и услуг города. На следующий год тоже. После участия в конкурсах начала посещать все курсы, которые только находила. Окончила Школу шоколада центра кондитерского искусства в Москве по индивидуальной программе.
Открыться и развиваться
Настя признается, что никогда не помышляла об открытии собственного дела. Ей просто очень нравилось заниматься тортами. Потом увлеклась сахарными цветами, но подходил к концу декретный отпуск…— Я скупала все, что могло понадобиться для выпечки или оформления тортов, — вспоминает она. — В шкафчиках уже не хватало места, и эти вещи просто вываливались отовсюду. Я буквально превратила кухню в цех.
Другого выхода, кроме как дальше развиваться, не было. Анастасия сняла квартиру, обустроила ее по всем санитарным нормам и начала готовить на заказ, а заодно проводить мастер-классы. И вскоре у нее появилась своя кулинарная школа. Она не побоялась менять помещения, форматы обучения. Пережили и пандемию, хотя посетителей было крайне мало, а онлайн-формат совершенно не подошел. Четыре года действует кружок для детей, уже есть выпускники, которыми гордятся учителя.
Узнав о предстоящих семинарах, которые проводят судьи WACS, признанные повара со всего мира, Настя не могла их пропустить. Они проходили в Люксембурге в рамках Кубка мира по кулинарному искусству. Выбрала обучение в арт-классе и по десертам. Приняла участие в Кубке мира и снова взяла серебро.
После получения рекомендаций от преподавателей и коллег началась судейская деятельность Анастасии. Ее стали часто приглашать на международные конкурсы и чемпионаты.
Постоять за свое
Анастасия искренне восхищается не только работами своих коллег, но и начинающих кондитеров. Поневоле задаешься вопросом: почему же, обладая такими талантами, наши специалисты не открывают кафе с собственной выпечкой?
— Смелости не хватает. А если и хватит и они получат финансовую поддержку, все равно будут готовить то, что в моде: эклеры, круассаны, крафтовый хлеб, а белорусское отодвинут. Нужно больше любви к своему, больше патриотизма! Нужно рисковать и стать первопроходцем в белорусских десертах, — уверена Анастасия. — К примеру, французы постоянно говорят, что все самое лучшее — у них. Хотя я была в Париже и могу сказать, что далеко не все у них вкусно и прекрасно. То же самое могу сказать и про американцев, сумевших очень сильно раскрутить бренд своей страны.
Анастасия полна оптимизма и планов на будущее, а людям, которые собираются заниматься кондитерским делом, советует не бояться и не слушать завистников:
— Нужно любить свое ремесло, гореть им — и все получится!
Рождественский имбирный пряник
Авторский рецепт Анастасии КолупановичВам потребуется: мед — 85 г, сахар — 50 г, сода — 1 ч. л., сливочное масло — 65 г, яйца — 1 шт., пшеничная мука — 400—500 г, корица, имбирь, специи — по вкусу.
Растопите на небольшом огне сахар и мед вместе со специями. Добавьте соду, постоянно помешивая, потом — сливочное масло и снимите с огня. Перемешайте. Введите яйцо, постоянно помешивая. Постепенно вводите муку, замешивая тесто. Затем дайте ему немного остыть и раскатайте. Придайте форму пряникам и выпекайте всего 5—10 минут при 150 градусах.
prolyuk@sb.by
Фото из личного архива