Фото из архива «СБ»
Такое широкое признание планетарного масштаба в очередной раз подчеркивает, насколько уникальны и своеобразны белорусские культурные традиции в современном мире, где порой голоса вражды, хаоса и варварства заглушают ноты добра, радушия и миролюбия, какую важную созидательную функцию несут они для будущих поколений.
Включение этого ремесла в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества — результат большой совместной работы сообществ мастеров вытинанки, экспертов и специалистов по охране нематериального культурного наследия, Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО, Министерства культуры, Белорусского государственного университета культуры и искусств, Министерства иностранных дел и Постоянного представительства Беларуси при ЮНЕСКО. Снова все вместе — каждый на своем месте — приложили все усилия, чтобы это произошло.
Всё гениальное просто
Наверное, многие в детстве что-то вырезали из бумаги. Снежинки перед Новым годом уж точно. И очень расстраивались, когда они не получались или рвались. Можно сказать, каждый из нас вносил свой вклад в искусство вытинанки, хотя тогда, пожалуй, даже слова такого не знал.Классическая вытинанка с ее узорами и орнаментами отражает нашу природу, быт, обычаи, легенды и мифы. Это своеобразный культурный код нашего народа — скромное обаяние его необъятного таланта. Возникло это искусство в XVI веке и, несмотря на некоторый период забвения и утраты большинства таких изделий по причине недолговечности материала, из которого они делались, сегодня обрело второе дыхание: вытинанки украшают интерьеры жилищ и общественных мест, кафе и ресторанов, ее элементы используются в современном дизайне и одежде. Не обходится без них и праздничный антураж.
Широко используют вытинанку в театральных декорациях. Например, молодой белорусский художник Лидия Малашенко, ученица народного художника Беларуси Бориса Герлована, удостоенная Национальной театральной премии за постановку «Дом Бернарды Альбы» Нового театра в 2023 году, вдохновлялась именно вытинанкой, когда искала художественное решение для нового прочтения известной белорусской комедии Михася Чарота «Мікітаў лапаць» на сцене столичного Театра-студии киноактера.
Заветы предков
«Главное, что мы сделали, — возродили традиции своих предков, — подчеркнул минувшим летом Александр Лукашенко на открытии Республиканского праздника «Купалье» («Александрия собирает друзей»). — Мы развиваем исконную национальную культуру. Согласитесь: мало знать и помнить эти традиции, они должны стать частью современной истории. Наши дети должны видеть, как мы сами бережно относимся к тому, что созидалось веками. Они должны впитать мысль: все, что сделано своими руками — плетеная корзинка, глиняный кувшин, вышитый рушник, — всегда красиво, всегда будет актуально и модно».Сохранение традиций и нематериальной культуры начинается с мелочей. Когда мы храним в доме бабушкины прялку и гребешок, дедушкин мундштук или табакерку, ставим их на самое красивое место в серванте или гостиной, мы уже вносим посильный вклад в сохранение нематериальной культуры. Память о предках — вообще краеугольный камень белорусского менталитета.
Неразрывная связь времен
Обряды и традиции помогают нам поддерживать связь с прошлым и нашими предками, не чувствовать себя вырванными из потока времени и истории. Они питают во многом и современную культуру. В недавней премьере Белорусского государственного театра кукол «Мроіва» главный режиссер театра Евгений Корняг, кроме «Адвечнай песні» Янки Купалы и «Песні пра зубра» Николая Гусовского, использует документальные свидетельства жителей Полесья, чтобы воссоздать их быт. С каким интересом наблюдает за происходящим современный зритель! Корняг ставит спектакль о круговороте жизни, неизбежной взаимосвязи поколений, пытается осмыслить феномен человеческого существования от рождения до ухода. И это не тот случай, в котором замах на рубль, а удар на копейку. «Мроіва» затягивает, завораживает и гипнотизирует. А еще спектакль говорит что-то важное о белорусском характере, который способен сохранить свою цельность, несмотря на все испытания. По сути, «Мроіва» — признание в любви к белорусской деревне и прошлому нашей страны. Вглядываясь в него сегодня без суеты и спешки, мы всегда найдем ответы на многие волнующие вопросы.Присоединяйтесь!
Вытинанка всегда готова принять в свои ряды новых увлеченных последователей. Так, на этой неделе в художественной галерее «Университет культуры» Белорусского государственного университета культуры и искусств состоялся мастер-класс по изготовлению новогодней открытки в технике вытинанки. Его провела член общественного объединения «Белорусский союз мастеров народного творчества», руководитель образцовой студии декоративно-прикладного искусства «Ларец фантазий» Центра дополнительного образования детей и молодежи «Маяк» Ольга Наливайко. Мастер-класс прошел в рамках выставки «Ад прадзедаў...», составленной из работ лауреатов и дипломантов фестиваля «Сузор’е». На ней были представлены графика, живопись, акварель, вышивка, ткачество, плетение из соломки, резьба, роспись по стеклу, керамике и многое другое. Все, что греет сегодня душу каждого белоруса.Наш шестой элемент
Искусство вытинанки стало шестым белорусским элементом под защитой ЮНЕСКО. Ранее в этот список были включены праздничный рождественский обряд «Колядные цари» в Семежево Копыльского района Минской области (2009), «Торжество в честь почитания иконы Матери Божьей Будславской (Будславский фест)» в Мядельском районе Минской области (2018), «Юрьевский хоровод» в Погосте Житковичского района Гомельской области (2019), «Культура бортничества» (2020), «Соломоплетение Беларуси: искусство, ремесло, умения» (2022).pepel@sb.by