Все знают Шагала, но никто даже не пытается разобраться, кого из витебских музыкантов он запечатлел на своих полотнах. Уроженец Суража Витебской губернии, скрипач и дирижер Аркадий Бессмертный окончил Петроградскую консерваторию у Леопольда Ауэра и со Страдивари под мышкой вернулся в Витебск. Вы скажете, эта история больше похожа на сказку. Но такие были времена, и я верю, что скрипач на полотнах Шагала — это именно Бессмертный.
Между тем у юнца со скрипкой оказался бойцовский характер. Вместе с управляющим Витебским губернским театром Борисом Суходревом и композитором, главным редактором «Витебских губернских ведомостей» Михаилом Анцевым он отправляется в Петроград к Луначарскому, и тот выдает им мандат на возобновление деятельности Витебского симфонического оркестра и организацию народной консерватории.
Откуда взялись средства — тоже сказка и загадка. Витебск упорно держался за свое звание культурной столицы. Здесь с начала XX века был симфонический оркестр, а в 1915 году открылось первое и единственное на белорусских землях отделение Русского музыкального общества.
Но молодым энтузиастам пришлось начинать все заново. Основу нового оркестра составили московские и петербургские профессора, пережидавшие в Витебске послереволюционное лихолетье. После того как буря утихла, все они во главе с дирижером Николаем Малько разъехались кто куда, и оркестр замолчал на долгие годы.
А Бессмертный был командирован в Минск, куда, по замыслу коммунистических властей, перемещался центр белорусской музыкальной жизни. В 1924 году он возглавил новорожденный Белорусский музыкальный техникум, а год спустя — Симфонический оркестр Радиокомитета БССР.
Именно Бессмертный дирижировал первым публичным концертом объединенного симфонического оркестра Белорусского радиоцентра, который состоялся 13 января 1929 года в Минске в Доме крестьянина и знаменовал собой рождение Государственного симфонического оркестра БССР. Прозвучали произведения Ипполитова–Иванова, Шуберта, Россини, Мусоргского, Грига. Концерт имел огромный успех и широко освещался в прессе.
Революционные изменения произошли и в Белорусском музыкальном техникуме. При деятельном участии Бессмертного и его соратника Исаака Любана техникум «родил» из себя два принципиально новых учебных заведения — Минское музыкальное училище и Белорусскую государственную консерваторию.
К тому времени Бессмертного в оркестре все больше оттесняли молодые московские и ленинградские дирижеры, которых приглашали в БССР «поднимать культуру». Поэтому он сосредотачивается на преподавательской и исполнительской деятельности. Возглавляет кафедру струнно–смычковых инструментов. Создает Государственный струнный квартет БССР и вплоть до войны играет в нем первую скрипку. Выступает с симфоническим оркестром как солист. В 1939 — 1940 годах вместе с профессором фортепиано Михаилом Бергером и начальником управления по делам искусств Фаиной Дадиомовой занимается отбором бежавших от Гитлера польских музыкантов для работы и учебы в БССР. Удостаивается звания заслуженного артиста. Во время войны вместе с Любаном организовывает фронтовые концертные бригады.
После освобождения Минска скрипач из Суража возвращается к педагогической работе. В 1949 году ему присваивают звание профессора. Но нелепый и трагический арест сына подорвал его здоровье. Шесть лет спустя Аркадия Бессмертного не стало. Наш долг — помнить об этом удивительном человеке, так много сделавшем для белорусской культуры.
juliaandr@gmail.com
К 125-летию со дня рождения заслуженного артиста БССР Аркадия Бессмертного
Скрипач из Суража
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.