К 125-летию со дня рождения заслуженного артиста БССР Аркадия Бессмертного

Скрипач из Суража

Все знают Шагала, но никто даже не пытается разобраться, кого из витебских музыкантов он запечатлел на своих полотнах. Уроженец Суража Витебской губернии, скрипач и дирижер Аркадий Бессмертный окончил Петроградскую консерваторию у Леопольда Ауэра и со Страдивари под мышкой вернулся в Витебск. Вы скажете, эта история больше похожа на сказку. Но такие были времена, и я верю, что скрипач на полотнах Шагала — это именно Бессмертный.

Аркадий Львович Бессмертный.
Между тем у юнца со скрипкой оказался бойцовский характер. Вместе с управляющим Витебским губернским театром Борисом Суходревом и композитором, главным редактором «Витебских губернских ведомостей» Михаилом Анцевым он отправляется в Петроград к Луначарскому, и тот выдает им мандат на возобновление деятельности Витебского симфонического оркестра и организацию народной консерватории.

Откуда взялись средства — тоже сказка и загадка. Витебск упорно держался за свое звание культурной столицы. Здесь с начала XX века был симфонический оркестр, а в 1915 году открылось первое и единственное на белорусских землях отделение Русского музыкального общества.

Но молодым энтузиастам пришлось начинать все заново. Основу нового оркестра составили московские и петербургские профессора, пережидавшие в Витебске послереволюционное лихолетье. После того как буря утихла, все они во главе с дирижером Николаем Малько разъехались кто куда, и оркестр замолчал на долгие годы.

А Бессмертный был командирован в Минск, куда, по замыслу коммунистических властей, перемещался центр белорусской музыкальной жизни. В 1924 году он возглавил новорожденный Белорусский музыкальный техникум, а год спустя — Симфонический оркестр Радиокомитета БССР.

Именно Бессмертный дирижировал первым публичным концертом объединенного симфонического оркестра Белорусского радиоцентра, который состоялся 13 января 1929 года в Минске в Доме крестьянина и знаменовал собой рождение Государственного симфонического оркестра БССР. Прозвучали произведения Ипполитова–Иванова, Шуберта, Россини, Мусоргского, Грига. Концерт имел огромный успех и широко освещался в прессе.

Марк Шагал. «Синий скрипач».
Революционные изменения произошли и в Белорусском музыкальном техникуме. При деятельном участии Бессмертного и его соратника Исаака Любана техникум «родил» из себя два принципиально новых учебных заведения — Минское музыкальное училище и Белорусскую государственную консерваторию.

К тому времени Бессмертного в оркестре все больше оттесняли молодые московские и ленинградские дирижеры, которых приглашали в БССР «поднимать культуру». Поэтому он сосредотачивается на преподавательской и исполнительской деятельности. Возглавляет кафедру струнно–смычковых инструментов. Создает Государственный струнный квартет БССР и вплоть до войны играет в нем первую скрипку. Выступает с симфоническим оркестром как солист. В 1939 — 1940 годах вместе с профессором фортепиано Михаилом Бергером и начальником управления по делам искусств Фаиной Дадиомовой занимается отбором бежавших от Гитлера польских музыкантов для работы и учебы в БССР. Удостаивается звания заслуженного артиста. Во время войны вместе с Любаном организовывает фронтовые концертные бригады.

После освобождения Минска скрипач из Суража возвращается к педагогической работе. В 1949 году ему присваивают звание профессора. Но нелепый и трагический арест сына подорвал его здоровье. Шесть лет спустя Аркадия Бессмертного не стало. Наш долг — помнить об этом удивительном человеке, так много сделавшем для белорусской культуры.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter