— Теперь такая электронная медкарта «прилетает» по 3G–интернету на планшет бригады, выезжающей на вызов. С планшетами мы давно работаем. Но одно дело, когда ты сам вбиваешь в него данные, трясясь в «Газели» на сельской дороге, и совсем другое, когда автоматически видишь, что записал диспетчер. Более того, в планшет подгружается информация из поликлиники. Ты видишь, чем болел человек, к которому едешь, какие анализы сдавал, на какие лекарства у него аллергия. Как это узнать, если пациент пожилой, волнуется или находится в кардиогенном шоке? На днях, например, мы получили вызов с улицы Марата. Молодой женщине стало плохо, когда она собиралась на работу. Мы доехать не успели, как из облака узнали, что она обследовалась в диагностическом центре, что у нее сложное нарушение ритма сердца.
— Остается добавить номер истории болезни и отправить пациента в нужное отделение. Раньше при его приеме регистратор в фойе руками заполнял бумажный бланк. Сегодня регистратура пустует. Она не нужна.
Когда на компьютере в больнице нажимают кнопку «Принято», бригада скорой помощи и диспетчер получают уведомление, что вызов закрыт. Хотя и после обработка информации в виртуальном облаке продолжается. Врачи в городских поликлиниках и областном диагностическом центре видят, кто, зачем и сколько раз вызывал «скорую». Анализ данных, по мнению Ларисы Денищик, заведующей Оршанской станцией скорой и неотложной медицинской помощи, позволит приблизить работу службы к идеалу:
— В день мы 70 вызовов принимаем со всего Оршанского района. В первую очередь должны ехать туда, где требуется экстренная, срочная помощь. Что же касается остальных пациентов, с ними качественнее обязаны работать в поликлиниках по месту жительства.
Технология, связавшая «скорую», больницу Семашко и поликлиники, к запуску готова. Серверы и планшеты закуплены. В течение 1 — 2 недель, утверждает программист Витебского РУП «Фармация» Александр Юхманов, система из тестового режима перейдет в рабочий:
— В ней предусмотрена такая интересная функция, как личный кабинет. Пользоваться им сможет либо пациент, либо с его согласия родственники. В нем с помощью системы геолокации можно отслеживать передвижение автомобилей скорой помощи. Можно будет узнать, в какую больницу отвезли человека, когда там организованы часы приема. В идеале через личный кабинет с пациентом даже чатиться можно будет. Кроме того, мы стараемся состыковать с системой имеющиеся в больницах и поликлиниках аппараты ЭКГ. Чтобы бригады «скорой», выезжающие на вызов, могли видеть оцифрованные кардиограммы. Это должно стать серьезным шагом в развитии телемедицины.
— Скорость и качество оказания медицинской помощи повышаются. Мы получаем возможность контролировать процесс на всех этапах. А отказ от бумажных карт, бланков и повторной диагностики, в том числе такой дорогостоящей, как МРТ, позволит сэкономить немалые деньги.
Очередными районами, где внедрят новую технологию, станут Толочинский и Дубровенский. Затем — Полоцк и Новополоцк. Предполагается, что к концу лета все медучреждения Витебщины объединятся в облачную компьютерную сеть.
КОММЕНТАРИЙ ПО ТЕМЕ
Владимир Плыткевич, главный врач Оршанской центральной поликлиники:
— Раньше для 52 учреждений здравоохранения района мы закупали бумаги на 12 тысяч рублей в год. Сейчас траты стали наполовину меньше. Пока по закону мы обязаны иметь бумажные документы. Новая облачная технология, к счастью, избавляет врачей от их заполнения вручную. А недавно Минздрав принял решение, по которому и вовсе можно отказаться от бумажных носителей. Нам для этого, к примеру, нужно пригласить специальную комиссию из министерства, чтобы ее специалисты оценили работу нашей компьютерной системы и удостоверились, что сбоев она не дает.
golesnik@sb.by
Фото автора.