Для санитарной авиации закуплено необходимое медицинское оборудование

«Скорая» идет на взлет


С тех пор, как в январе указом Президента было принято решение возродить санитарную авиацию, мы заметно в этом продвинулись. Определяются площадки для посадки вертолетов скорой помощи, проводятся учения... Уже есть и что показать — закуплено необходимое медицинское оборудование. Сейчас его осваивают специалисты. Как это будет работать — увидели корреспонденты «СБ».



Современный реанимобиль, способный максимально быстро доставить по воздуху пострадавшего с места ЧП на больничную койку, из небольшого Ми–8 можно сделать всего за 20 минут. Достаточно лишь силами инженерно–технического состава авиации МЧС установить и подключить в салоне вертолета столь необходимый для оказания экстренной помощи на борту специальный модуль, внешне похожий на двухъярусную кровать. Впрочем, говорить о том, что без соответствующей аппаратуры санитарная авиация в нашей стране существовать не сможет, все же не совсем некорректно. Медиков спасатели выручали уже не раз. Доставляли донорские органы, транспортировали пострадавших. Начальник авиации Министерства по чрезвычайным ситуациям Тадеуш Курсевич вспоминает:

— Крайний вылет был в Жлобин. Были наготове и когда случился взрыв на Скидельском сахарном комбинате. Механизм действий проработали такой: переместить к месту происшествия и обратно на самом вместительном из имеющихся в нашем флоте вертолете Ми–26 реанимобили... Большая же часть наших «медицинских» вылетов (а таких выходит в среднем по 3 — 4 за год) — за рубеж. Недавно, скажем, наши соотечественники попали на территории России в дорожно–транспортное происшествие. Одного доставить в белорусскую больницу успели, другого — увы... Одна была загвоздка: условия транспортировки...

Теперь же в арсенале медицинских работников и спасателей, замечает главный специалист управления организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Елена Савко, медицинский модуль, укомплектованный современным оборудованием.

Среди прочего — аппарат искусственной вентиляции легких, дефибриллятор, шприцевый и инфузионный насосы, вакуумные шины. Сам модуль, к слову, может автономно работать около 10 часов, рассчитан на двух пациентов и оснащен всем необходимым оборудованием и расходниками. Баллоны для кислорода, в частности, сделаны из углепластика. Такие ниже, компактнее стальных или алюминиевых, а вместо предохранительных колпаков на них стоят заглушки. По словам Елены Савко, сформирована и реанимационная бригада:


— Врач и два фельдшера, ее можно считать базовой. При необходимости она может быть усилена другими специалистами в зависимости от ситуации. Один из этапов обучения, во время которого медработники разбирались в особенностях использования модуля в полетных условиях, знакомились с его техническими характеристиками, уже прошел. Очередной немаловажный аспект: скоординировать наши действия со спасателями — требования безопасности, правила поведения и порядок размещения медицинской бригады на борту воздушного судна, в частности.


Определенные нюансы взаимодействия, к слову, уже обсуждены. Тадеуш Курсевич обращает внимание:

— Забрать медицинскую бригаду мы можем как на собственном аэродроме в Липках, так и в городе — на площадке у больницы скорой медицинской помощи, например. Вообще, времени на сборы нам дается не более 30 минут. Экипаж дежурит круглые сутки и может вылететь в любую погоду. Разве что сильный туман нам помеха.

СПРАВКА «СБ»

Среди вертолетов, которые могут быть задействованы под нужды санитарной авиации, — не только Ми–8 (час его работы, к слову, стоит около 2 тысяч рублей). Тадеуш Курсевич замечает: эти борта предназначены для транспортировки пострадавших из районных и областных центров в Минск. Для чего сооружаются специальные вертолетные площадки, а также ведется поиск мест, которые можно использовать для подобной цели (подходят стадионы, плацы, участки автомобильных трасс). В городских же условиях целесообразнее использовать миниатюрные «Экюрели», способные приземлиться на любом более–менее свободном пятачке.

А КАК В ДРУГИХ СТРАНАХ?

Санитарная авиация доказала свою эффективность во многих государствах. В Москве, скажем, только–только возрожденная крылатая «скорая» выполняла всего 5 — 6 вылетов в год, а сейчас ее услугами пользуются до 10 раз на дню. Польша недавно закупила 30 «медицинских» вертолетов. В Германии нынче их более сотни.

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter