Органы госконтроля усиливают работу с «незавершенками»

Сколько стоит дом не строить

Если сведения о жилищных долгостроях постоянно появляются в средствах массовой информации, то о других объектах, срок сдачи которых находится в состоянии неопределенности, информации гораздо меньше. Однако в каждой области страны таких строений социально-производственного профиля насчитывается не одна сотня. По состоянию на начало 2021 года эта цифра достигала 4465. Комитет госконтроля инициировал проведение во всех регионах инвентаризации объектов сверхнормативного строительства (ОСНС), выработал стратегию и тактику по их сокращению. Дело пошло на поправку.

О причинах возникновения проблемы и путях ее решения беседа с начальником управления контроля за использованием государственной собственности Комитета государственного контроля Беларуси Николаем Зеньчиком.


Пустили на самотек


— Проблема долгостроев неоднократно поднималась Президентом, но приобрела особую актуальность в последнее время. Николай Анатольевич, чем вызвана активизация деятельности Комитета госконтроля в этом направлении?

— Действительно, этой проблемой занимаются давно, но, к сожалению, многие процессы были пущены на самотек. Определенные меры принимались, однако параллельно возникали так называемые новые незавершенки, усугубляя общую ситуацию в стране в этом плане. Комплексного и продуманного алгоритма действий не было. Занимаясь другими вопросами, наше управление стало обращать более пристальное внимание в документах на формулировки типа «объекты незавершенного строительства»: что это за объекты, какова их численность, почему не сдаются в эксплуатацию? Комитет принял решение более плотно заняться этой темой в 2021 году, чтобы получить более полное представление о ней. Вопрос серьезный, ведь речь идет о замороженных средствах, в том числе бюджетных.

— Каким образом удалось сдвинуть ситуацию с мертвой точки?

— В течение 2021 года Комитет госконтроля во всех районах страны изучил ситуацию по каждому конкретному объекту с оценкой принятия органами власти необходимых мер. Были также проведены вне­очередные заседания коллегиальных органов министерств и концернов, облисполкомов и Минского горисполкома по наведению порядка в этой области. Органы власти были сориентированы на приоритетность задачи детальной отработки незавершенных объектов, в первую очередь долгостроев, устранение имеющихся недоработок и реализацию комплекса мер по их сокращению. Кстати, под долгостроями мы подразумеваем объекты, строительство которых не ведется более 5 лет.

— Что сегодня представляет собой фонд незавершенного строительства в количественном выражении?

— Принятые меры позволили за прошлый год сократить число таких объектов на 45 %. По состоянию на начало 2022 года их насчитывалось уже 2463, включая 2080 долгостроев. Но дело в том, что государственные органы сделали упор на объектах, возникших в течение последних 5 лет, а долгостроями, по сути, в должной мере не занимались. В результате динамика их снижения в общем объеме в 2 раза ниже, а доля в общем числе выросла до 84 %. В каждом четвертом районе страны этот вопрос решается не должным образом — конкретные меры принимаются по немногим объектам. Аналогичная ситуация и в районных администрациях Минска, а также в ряде госорганов (НАН, МЧС, Минстройархитектуры, концерн «Белнефтехим», Белкоопсоюз). Наиболее низкую динамику снижения показали Могилевский, Минский и Витебский облисполкомы, в то время как на них приходилось 66 % всех незавершенных объектов страны.

— Какие обстоятельства препятствуют более активной динамике снижения числа объектов незавершенного строительства?

— Практически все долгострои находятся в состоянии неведения строительства или консервации. И эта ситуация не меняется на протяжении как минимум последних 6 лет. При этом 20 % из них занимают объекты со степенью готовности 90 % и выше. Причем здесь заморожено около 400 миллионов государственных и 151 миллион кредитных средств.

Несмотря на поручение Президента и утвержденный Советом Министров комплекс мер, до сих пор не выполнена основная часть мероприятий, намеченных к реализации еще на июнь 2021 года. А ведь некоторые из них не требуют больших трудозатрат, но очень важны в организационно-экономическом плане. В конце 2021 года Комитет госконтроля проинформировал Премьер-министра об имеющихся недостатках в наведении порядка в этой области с внесением предложений по исправлению ситуации, однако действенных мер пока не принято.

Нет единого порядка

— Какой государственный орган, по вашему мнению, должен отвечать за организацию и координацию работы органов власти по сокращению ОСНС?

— Только в феврале текущего года такой орган был определен — это Минстройархитектуры. Но до настоящего времени не обозначен порядок формирования региональных и отраслевых мероприятий. Вместо этого министерство выдало рекомендации всем заинтересованным руководствоваться неактуальным порядком формирования региональных мероприятий. Он не предусматривает отраслевых мер и не учитывает месторасположение объектов, а также процесс взаимодействия местных и республиканских госорганов с частными застройщиками. В итоге — несогласованность региональных и отраслевых мероприятий.

Пока не выработаны единые подходы к работе госорганов с объектами, которые географически расположены не по месту нахождения застройщиков. Например, у Мингорисполкома 42 % ОСНС (39 объектов, включая 31 долгострой) — это объекты минских застройщиков, расположенные в Минской области. При этом они включены в региональные мероприятия не Мингорисполкома, а Минского облисполкома, который не определил их дальнейшую судьбу, считая их зоной ответственности Минского исполкома.

«Мертвые души»

— Получается, пока еще не сформирован единый порядок и критерии принятия решений по ОСНС?

— Совершенно верно. Как результат — застройщики по своему усмотрению определяют виды мероприятий и сроки их выполнения с отнесением на конец пятилетки, а потребность в средствах указывают произвольно, без каких-либо расчетов. Например, застройщики в Минской области запланировали к продаже 36 долгостроев коммунального хозяйства (полигоны ТБО, очистные сооружения, объекты водоснабжения, канализации, внеплощадочных инженерных сетей и т.д.), которые реально не продаются. Поэтому надо решать, как поступить: завершать работы, вводить в эксплуатацию или сносить.

Нельзя допускать образования и новых ОСНС. Несмотря на это, за 2021 год их количество увеличилось на 1355, большую часть которых в течение года не ввели в эксплуатацию. Лидерами в этом процессе являются Минский горисполком, Минский и Могилевский облисполкомы — на них приходится 63 % от общего числа. Более того, порядка 40 % незавершенных объектов многие годы эксплуатируются с нарушением законодательства — без оформления актов ввода.

— Как стало возможным появление таких «мертвых душ»?

— Ситуация образовалась в первую очередь из-за попустительства местных исполкомов, которые не контролируют этот процесс. Неужели никому из чиновников не интересно, почему их организации годами с нарушениями эксплуатируют долгострои с практически 100-процентной степенью готовности? Очевидно, что необходимо устанавливать упрощенный порядок ввода объектов в эксплуатацию, так как при его отсутствии некоторые застройщики пытаются решать этот вопрос через процедуру, применяемую в отношении самовольного строительства.

В ТЕМУ

Владимир Кухарев, председатель Минского городского исполнительного комитета:

— Мы по многим объектам уже решили вопросы. За прошлый год более 100 объектов были введены в эксплуатацию, осталось 106, которые мы планируем в этом — начале следующего года тоже завершить строительством. Но есть определенные объекты, которые уже на протяжении десятилетия являются неприглядными местами в столице. Сегодня мы внесли предложения по ним, в том числе по объекту «Газпрома» и иранских инвесторов «Кейсон». Они поддержаны Главой государства. Будут задействованы различные механизмы, включая обращение в судебные инстанции, с тем чтобы инвестор более активно определялся с дальнейшей судьбой объекта — или он будет достраиваться, или в судебном порядке его судьба будет решена иначе.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter