«Если ты сложишь из осколков льда слово «вечность», то будешь сам себе господин, я подарю тебе весь свет и пару новых коньков», — пообещала Снежная королева маленькому Каю из сказки Андерсена. Он долго вертел в руках эти идеально выточенные льдины, складывал из них затейливые фигуры, но никак не мог получить то, чего желал больше всего на свете… В отличие от современных скульпторов, которые «лепят» из этого холодного хрупкого материала необычные статуи, вызывающие бурное восхищение и восторг. Корреспондент «Р» побывала в мастерской ледорубов и посмотрела, как вода превращается в полутонную ледяную глыбу, чем они выпиливают мелкие детали своих произведений и почему материал не тает даже при плюсовой температуре.
Юрий ГЕРАСИМОВИЧ, Евгений ИВАНЮШИН и Алексей ЗАЕЦ признаются: в их деле специальное образование не важно, стоит лишь набить руку, и все получится.
Работают профессионалы
Я не зря вспомнила сказку Андерсена, который так описал царство Снежной королевы: «холодно, пустынно, грандиозно». Примерно так же, как и в мастерской ледорубов, где вода медленно превращается в ледяную 500-килограммовую глыбу, а мороз окутывает любого, кто осмелится это «царство» потревожить.— Фигуры изготавливаются из ледяных блоков — как природных, так и искусственно созданных, — посвящает в подробности сказочного мастерства Алексей Заец, главный ледоруб. Если честно, профессия эта ему очень подходит — крепкий широкоплечий мужчина с легкостью ворочает многокилограммовые кубы, только что извлеченные из льдогенератора. — Натуральный, то есть природный, материал для скульптуры добывают из ледяных покровов озер и рек. Для изготовления фигур нужны стандартные блоки длиной 100 сантиметров, шириной 50 и толщиной 25 сантиметров. Вес одного такого «кубика», кстати, достигает 120 килограммов. В природных водоемах лед нужных размеров образуется при температуре -10…-15 °C, к тому же если такой минус держится на протяжении нескольких недель. Как вы понимаете, льда можно и не дождаться, ведь зимы у нас становятся все теплее и теплее. Да и здесь есть свои «подводные камни»: вот стоит человек на заледенелой речке, рядом складывает тяжелые кубы и вдруг… лед не выдерживает вес и проваливается. Опасно.
У ледяных дел мастеров есть запасной вариант — искусственный лед. Он, кстати, практичнее и эстетичнее природного.
— Речной у нас вообще не котируется, потому что он белый, а не прозрачный, как нужно. Озерный еще куда ни шло — в местах, где есть родники и вода не стоячая, он приобретает голубоватый или зеленоватый оттенок. Но профессиональные скульптуры изготавливаем как раз из искусственного кристально чистого и прозрачного льда. Такой эффект материал приобретает за счет многоуровневой очистки — несколько десятков раз мы прогоняем воду через фильтры.
Мне повезло увидеть весь процесс не «на пальцах», а вживую, и даже в нем поучаствовать. Зима — пора корпоративов и вечеринок, поэтому ледорубы весь декабрь и январь в буквальном смысле спят по пару часов в сутки. Сегодня мы смастерим очередной заказ — изваяние в виде гор и холмов для одной частной компании.
Готовые кубы льда в мастерской есть круглый год — хранятся они в огромной морозильной камере при температуре -18 °C. Захожу в нее и чувствую сначала освежающий морозец, а через пару минут — серьезный холод, заставляющий укутать лицо поглубже в шарф. Морозилка овеяна дымчатой вуалью — это пар от теплого воздуха, проникшего в камеру вместе со мной. А кубы льда «умиротворенно» стоят бок о бок и ждут своей очереди стать произведениями искусства. Алексей достает один блок и выносит в мастерскую. Но прежде чем начнется волшебство, лед должен чуть-чуть подтаять, иначе в процессе обработки будет трескаться и ломаться. А пока я наблюдаю за работой льдогенератора. Выглядит он просто — прямоугольная «коробка» с прозрачными бортиками. Внутри журчит вода, насосы гоняют ее туда-сюда, выкачивая воздух.
— Вода непрерывно циркулирует, пока лед «растет». Поэтому в нем не образуются пузырьки воздуха, благодаря чему материал получается гораздо прочнее и дольше не тает в отличие от природного. Для скульптур замороженная в обычном ведре вода не подходит — она будет мутной и с трещинами.
В мастерской ледорубов всегда есть запасные кубы — если фигурка разобьется, ее быстро заменят.
Во льдогенераторе вода замораживается на протяжении недели — на выходе получается глыба в 500 килограммов. Естественно, извлечь ее целиком невозможно, поэтому ледорубы бензопилами разделяют этот массив на блоки и оставляют их в морозилке на хранение. Поучаствовать в деле разрешили и мне — рядом со льдогенератором сложены пару больших брикетов, которые нужно распилить. Надеваю защитную маску и под чутким руководством ледорубов беру в руки инструмент. В доли секунды из-под жужжащей бензопилы отлетают осколки льда и с хрустом валятся на пол — дело сделано.
Первый ледяной блин не комом
Приступаем к самому интересному — чеканке льда. Забегая наперед, скажу, что в конце пять массивных бесформенных блоков превратятся в гористую поверхность с выбоинами и узорами. А пока нас ждет 6 часов непрерывной работы дрелью, пилами, резцами и стамеской. К процессу подключаются еще двое ледорубов — Юрий Герасимович и Евгений Иванюшин. У них, к слову, нет архитектурного или строительного образования, но они признаются: в этом деле нужно набить руку, и все получится.
Главные инструменты ледорубов — бензопила, дрель, резцы и стамеска.
— Если мы мастерим сложные фигуры, то заранее делаем эскиз. Например, можем на огромном ватмане изобразить фигуру, вырезать контур, приложить к льдине и бензопилой его обвести, — рассказывает технологию Юрий. — Но сейчас у нас заказ более легкий, поэтому бумажный эскиз не нужен. Мы уже просмотрели в интернете несколько вариантов скульптур в виде гор, так что общее представление имеем. Дальше — полет фантазии и аккуратная работа с материалом.Первую засечку на блоке льда разрешили сделать мне — правда, с самого края, чтобы в случае чего не жаль было его «отчекрыжить». Не без дрожи в руках беру резцы и проделываю извилистые углубления. С криками «что вы натворили» никто не подлетает, значит, новичкам действительно везет. Поэтому ловлю кураж и выпиливаю еще с десяток узоров, а после передаю инструменты в руки мастеров, ведь «время» в напряженные дни новогодних праздников — «деньги».
Пока работа кипит, Алексей рассказывает, откуда вообще пошла мода на ледяные скульптуры:
— Я подсмотрел идею в Америке — в нашей стране это искусство менее популярно. А вообще, оно обрело популярность в начале 18-го века в России, когда правила императрица Анна Иоанновна. Тогда многие мастера строили снежные городки, ледяные горки и скульптуры. Все это считалось народными зимними забавами и веселило горожан. Однажды императрица приказала построить ледяной дом на Неве в честь шутовской свадьбы князя Голицына. Дом длиной 17 метров, шириной 5 метров и высотой 6 метров возвели между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Спереди мастера выставили пушки, у ворот разместили дельфинов, а по обеим сторонам от входа возвышались пирамиды — все это изо льда. Внутри дома тоже не было ничего «настоящего» — мебель, камин и даже баню смастерили из замороженной воды.
Ледяные фигуры очень популярны у детей и приносят им огромное удовольствие.
Тема с ледяными забавами живет по сей день. Вот только мастера научились создавать еще более необычные скульптуры и демонстрируют их не только зимой, а в любое время года.
— Такому материалу, как лед, подвластно все. В правильных руках он гнется и приобретает нужную форму, как пластилин. Можно создавать дворцы, лабиринты, скульптуры сказочных героев или животных. Для свадеб мы часто изготавливаем ледяную посуду, подставки под цветы и фрукты, логотипы и барные стойки. А еще замораживаем внутри предметы. Во время того, как лед «растет», замуровываем там, например, ананас. Представьте, как красиво: сквозь идеально прозрачный лед проглядывается свежий фрукт. Но извлечь его не так-то просто — в этом есть какое-то волшебство и магия.
На вопрос о стоимости этой «магии» Алексей отвечает честно — цена зависит от объема работы:
— Например, ледяной дворец в несколько десятков метров мы выполним за 40 000 рублей, а вот эта горка, над которой сейчас работаем, стоит 1800 рублей. В общем, скульптуры, которые у нас заказывают, в среднем стоят около 2000 — 4000 рублей.
Искры света
Возвращаюсь в мастерскую на следующий день. Сегодня у той самой компании, для которой мы мастерили горы, корпоратив в ресторане минского отеля. Ледорубы достают из морозильной камеры готовую, разобранную по частям скульптуру и обматывают ее полиэтиленовой пленкой.
Еще на этапе заморозки в лед укладывают предметы, чтобы скульптура получилась еще более необычной.
— Это чтобы переносить легче было, лед ведь очень тяжелый и скользкий. А в теплых руках еще и быстро тает, течет, — поясняет Алексей. Аккуратно спускаемся по ступенькам и загружаем скульптуру в микроавтобус. С собой берем очень знакомые девушкам приборы — утюг и фен. А зачем? Мастера обещают показать на месте.
— Такие массивные куски льда тают медленно и равномерно, — говорит Юрий. — Например, на улице даже при +25 °С скульптура «исчезнет» спустя 4 часа. При комнатной температуре будет стоять в идеальном состоянии от 7 до 12 часов, а на улице в минусовую погоду — 2—3 месяца.
За полтора часа до мероприятия подъезжаем к служебной парковке отеля. Несмотря на то что ледяные кубы обернуты в пленку, пронести их даже пару метров не так-то просто — один блок весит около 100 килограммов. Поэтому ледорубы используют тележку для перевозки.
— А теперь будем все соединять, — проводит мастер-класс Алексей. Сначала он устанавливает специальную глубокую «тумбу», обитую снаружи красивыми досками, пурпурной тканью и светодиодными лампочками. — Внутри установлен контейнер, в который будет стекать вода, он вмещает до 500 литров.
Под всеми фигурами установлен контейнер, куда стекает талая вода. Он вмещает до 500 литров.
Сверху мастера укладывают первые пласты льда, выглядят они как подножье горы. Но чтобы скульптура засияла, нужно немного поработать: подшлифовать сколы и выбоины ножиком, пройтись по льду утюгом. Когда лед очень холодный, он не такой прозрачный и чистый, как ожидают гости. Горячий предмет как бы снимает верхний слой, обнажая истинную красоту…
— Держи крепко, держи, — кричит Юрий, пытаясь на лету поймать чуть не разбившуюся часть конструкции.
— Фух, пронесло, — успокаивает его Евгений.
Честно говоря, у меня в этот момент сердце в пятки ушло. Даже не представляю, что бы случилось, если бы за пару минут до мероприятия разбилась такая большая часть скульптуры. Но Алексей как будто читает мои мысли:
— У нас в мастерской есть еще пару готовых кубов, мы бы быстро заменили. Но самое страшное, когда скульптура разбивается за час до мероприятия, а плана «Б» нет. Тогда как-то изворачиваемся, на месте отпиливаем лишние части и склеиваем оставшиеся между собой. Благо инструменты всегда с нами.
Спустя двадцать минут сборка окончена и горы искрят светом так, что аж больно смотреть. Волшебства добавляют светодиоды, окаймляющие фигуру. А гости все подходят, рассматривают, фотографируются… Красота!
Много воды утекло
На этом, в принципе, репортаж можно было бы завершить. Но не могу не удовлетворить всеобщее любопытство и не проверить, как же демонтируют такую глыбу. Поэтому уже после мероприятия, в 3 часа ночи, возвращаемся в отель. Столы пусты, а на барной стойке сидит, опустив голову, Дед Мороз. Кажется, кто-то сегодня погулял на славу. Но ледорубам не до этого. Вначале они аккуратно откалывают несколько ледяных блоков и, водрузив их на тележку, доставляют прямо в багажник микроавтобуса. Потом выносят на улицу «тумбу» с водой и выливают неподалеку от отеля. То, что осталось от скульптуры, утилизируют в мастерской: разбивают на мелкие кусочки и «смывают» теплой водой. Полчаса — и величественной, грандиозной холодной фигуры как не бывало. А сколько еще такой воды «с историей» утечет в этом году — знают только ледорубы, ведь они снова принимаются за работу.
Фото Алексея Столярова и из архива героев