Почему прогнозы роста экономики Литвы вызывают смех

Сказки старого Вильнюса

В конце апреля — начале мая ряд литовских СМИ начали публиковать комментарии местных экспертов о том, что экономика страны наконец вышла из нокаута, куда ее отправили политики своими попытками укусить Беларусь и Россию, и показывает рост. Главный экономист Šiaulių bankas Индре Гените-Пикчене заявила, что Литва вернулась на «траекторию роста». По ее мнению, промышленное производство достигло дна и теперь отправляется в новый путь, вытягивая смежные отрасли. Вторит ей и главный экономист отдела макроэкономики и прогнозирования департамента экономики банка Литвы Дарюс Имбрасас, который убежден, что в Литве растут продажи продукции обрабатывающей промышленности, а покупательная способность населения увеличивается. И все литовские специалисты в один голос дают весьма позитивные прогнозы. Однако так ли все на самом деле или это очередные не особо умелые антикризисные заходы Вильнюса?

Над пропастью в нужде

Цифры, как водится, говорят об обратном — как в краткосрочной перспективе, так и в далекой. Начнем, пожалуй, с утверждения о росте благосостояния литовцев.
На самом деле количество литовцев, живущих за чертой бедности, в прошлом году увеличилось на 2,7 процента и составило около 187 тысяч человек. А это, между прочим, 6,5 процента населения страны!
При этом вплотную к черте бедности подошли еще 586 тысяч литовцев. С учетом того, что всего в Литве, по последним данным, живет около 2,8 миллиона человек, статистика смотрится жутковато — примерно треть населения республики или уже за чертой бедности, или балансирует на грани пропасти. О каком росте покупательной способности рассказывает экономист Имбрасас, решительно непонятно.

Согласно опросам, 66 процентов литовцев вынуждены экономить, а 37 процентов назвали трендом минувшего года «сокращение доходов».
Красноречивый факт: больше трети населения нашей соседки настолько не доверяет финансовой системе и властям, что хранит сбережения не в банках, а под подушкой.

Хаос и раздрай

Аналогичная ситуация и с производством, которое, по версии вроде бы компетентных специалистов, растет. На самом деле Литва продолжает терять промышленность в прежних темпах. Из свежих примеров — намерение группы компаний Fazer, которая занимается производством продуктов питания, закрыть крупный завод в Каунасе в рамках кампании по концентрации всех ресурсов на предприятии в латвийском Огре. В пресс-релизе, выпущенном Fazer, причины решения, которое в ближайшее время будет стоить работы 185 литовцам, указаны четко: «В странах Балтии уже несколько лет подряд снижаются продажи фасованных хлебобулочных изделий, за последний год рынок выпечки, по данным компании исследования рынка Nielsen, уменьшился на два процента. Потребители остро реагируют на изменение цен и выбирают более дешевые товары».

Не лучше ситуация и в логистике. До недавних пор компании, которые перевозили грузы автотранспортом, худо-бедно держались на плаву, тогда как, например, объем железнодорожных перевозок упал почти на 40 процентов, разом снизив прибыль отрасли почти в 20 раз. Теперь же, когда Вильнюс с упорством, достойным гораздо лучшего применения, чинит препятствия своим же перевозчикам, закрывая пункты пропуска на белорусской границе, искусственно создавая исполинские очереди, проблемы настигли и владельцев большегрузов. Только за последнее время в стране закрылись две крупные логистические фирмы: в Вильнюсе обанкротилась и выставила на улицу 51 сотрудника Baltic Line, а в Клайпедском районе приказала долго жить Memel Logistics, из-за чего без работы остались 39 человек, в том числе 27 водителей.
Учитывая, что 32 процента живущих за чертой бедности — это как раз безработные, нетрудно догадаться, что ждет бедолаг уже в скором будущем.
Затронув тему рабочей силы, нельзя обойти вниманием тот факт, что действующая экономическая политика способствует отъезду молодежи за границу и, как следствие, еще большему падению рождаемости в самой Литве. Согласно статистике, закрытие детских садов и школ в Литве уже стало тенденцией — ходить туда больше некому. А это прямая дорога к нехватке рабочего персонала не только в будущем, но и прямо сейчас. Причем своих опасений представители бизнеса не скрывают. Президент Литовской конфедерации промышленников Видмантас Янулявичюс сказал, что из-за нехватки сотрудников бизнесу сложно работать на полную мощность и осуществлять все заказы. Представитель компании BTA Евгения Крищюне настроена еще менее оптимистично, заявляя, что технические новинки не смогут заменить людей и страна уже сейчас остро нуждается в переквалификации работников старшего возраста.

Дымовая завеса

Тогда зачем же врут литовские экономисты? Вероятнее всего, они выполняют заказ властей. Тем сейчас необходимо показать, что страна не только восстановилась после принятых ими решений о санкциях в отношении Беларуси и России, но и готова к новым шагам, таким как выделение средств на милитаризацию. Уже в этом году военный бюджет превысил норматив НАТО и достиг двух миллиардов евро, а за следующие 10 лет планируется потратить еще около 23 миллиардов. Оплату этого праздника милитаризма возложат на простых литовцев, ибо, как мудро заметила премьер Ингрида Шимоните, «у государства нет ничего, кроме денег налогоплательщиков и долгов, взятых от их имени».
Поэтому количество удивительных историй о небывалом скачке литовской экономики будет только увеличиваться. На деле же ситуация становится все хуже, только теперь ее сокрытию уделяют больше внимания.
popov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter