Криштоф Радзивилл Перун четыре раза женился по расчету

Скандальный брак Перуна

Чем далее во тьму веков углубляется от нас персонаж, тем фрагментарнее наша память о нем, тем избирательнее. Видны только яркие черты. Анекдоты, подвиги, преступления...


Криштофа Радзивилла по прозвищу Перун мы знаем, во–первых, из–за звучного прозвища (полученного, кстати, за «тактику выжженной земли», которую применял во время военного похода). Кроме того, поэт–воин Андрей Римша написал поэму «Десятилетняя повесть военных дел князя Криштофа Радзивилла», воспев подвиги своего командира и покровителя. Осталось в истории и громкое дело касательно наследства княжны Софьи Алелькович. Опекун Софьи Иероним Ходкевич просватал ее за Януша Радзивилла, сына своего друга Перуна, затем стороны повздорили из–за наследства и чуть не устроили войну. Еще известный случай — Криштоф Радзивилл в юности убил дворянина Заболоцкого, осмелившегося не снять перед ним шапку, из чего вышел знатный скандал.

Радзивилл Перун, воевода виленский и гетман литовский, достиг небывалых высот власти. Посол английской королевы Елизаветы записал в мемуарах, как пышно принимал его в Вильно Перун — пышнее, чем король! Понятно, что невероятные богатства достались Криштофу Радзивиллу по наследству. Но и сам он постарался их прирастить не всегда красивыми, на наш современный взгляд, способами. В том числе через выгодные браки.

Кстати, именно с браком Радзивилла Перуна связан еще один известный скандал в его биографии.

Впрочем, по порядку...

Мы не знаем, как на самом
деле выглядела Анна Собек,
ее портрет был нарисован
в XVIII веке


Брак первый

Криштоф женился в 24 года. Ему высватали дочь старосты варшавского и солецкого Криштофа Собека Екатерину Анну. Венчание состоялось 21 января 1571 года. Анна родила двоих детей — Барбару и Николая. Мальчик прожил три года. А в один год с пятилетней Барбарой умерла ее мать. Зато после смерти жены Криштоф Ра­дзивилл Перун остался владельцем солецкого староства в Сандомирском воеводстве.

Катерина Радзивилл была
воспитана в православной вере

Брак второй

Анна Собек умерла 15 января 1578 года, в других источниках — 1576-го, а 22 июля того же года в Дубно уже шумела новая пышная свадьба. Криштоф Радзивилл женился на дочери воеводы киевского Константина Острожского Катерине. Новая жена была младше его на 18 лет. А какая влиятельная семья! Невеста принесла в приданое огромную по тем временам сумму — 11 тысяч злотых. Как раз когда разгорелась Ливонская война, которую Перуну довелось пройти всю, Катерина родила сына Януша — именно он станет мужем Софии Слуцкой, умножив богатства рода. Спустя полгода Катерина умерла. Ей было, если верить энциклопедиям, всего 19 лет.


Брак третий

Катерина Тенчинская родила
Перуну дочь Эльжбету,
которая станет женой Льва
Сапеги

Теперь пауза между свадьбами была дольше — аж четыре года. Но у магната по–прежнему нет наследников, и тянуть с женитьбой нельзя. Жизни в ту эпоху у всех висели на волоске, дожил до сорока — уже повезло. Тем более гетман Ра­дзивилл постоянно принимает участие в военных действиях. Теперь Перун уже не смотрит на прелесть и молодость невесты. Он совершенно покорен... богатством очередной претендентки на звание княгини Ра­дзивилл. Это вдова слуцкого князя Юрия Алельковича Катерина Тенчинская, дочь воеводы Сандомирского и Краковского. Тенчинская родилась в 1544 году, то есть была на три года старше Криштофа Радзивилла. В 1582 году, когда состоялась ее свадьба с Перуном, невесте исполнилось 38 лет. Однако из всех своих жен именно Тенчинскую Перун называл любимой. На портрете XVII века мы видим даму полную, круглолицую, но улыбчивую. Возможно, хороший характер немолодой жены радовал вспыльчивого Перуна.

Никогда не останавливала Криштофа Радзивилла и такая «мелочь», как вероисповедание. Сам он был протестантом, убежденным кальвинистом, но преспокойно женился на католичках и православных.

У Тенчинской уже имелось трое сыновей, наследников Юрия Алельковича. Они поделили между собой слуцкий княжеский престол. А Перуну Катерина родила дочь Эльжбету и сына Криштофа. Этот брак продлился дольше других, десять лет. Катерина Тенчинская умерла 19 марта 1592 года в Мире. Список владений, доставшихся после смерти жены Радзивиллу, слишком долго перечислять. Одно проданное им имение Долгоброды на Брестчине принесло 24 тысячи злотых.
Любопытно, что Слуцк после смерти всех трех братьев Алельковичей и бездетного брака дочери одного из них, Софьи, внучки Катерины Тенчинской, перейдет во владение сына Радзивилла Перуна от Катерины Острожской.
Брак четвертый 

Четвертая жена Перуна
Эльжбета Острожская была
старшей сестрой его второй
жены

Вообще–то жениться в четвертый раз считалось большим грехом. А Перун словно назло обычаям сделал свой грех еще непростительнее: избранницей стала родная сестра его второй жены, Эльжбета Острожская. Что расценивалось как кровосмешение.

Почему Радзивилл вдруг на такое решился? Да потому, что Эльжбета как раз осталась вдовой, а ее мужем был виленский кастелян и воевода берестейский Ян Кишка, один из богатейших магнатов страны. Радзивилла Перуна назначили опекуном владений свояченицы. Так что соблазнительный кусок, можно сказать, лежал под носом. Устоять невозможно.

Брак был выгоден и Анне, у которой было только право прижизненного владения и никакой защиты от готовых отхватить вкусный кусок родственничков.

Перун упрямо рвался к цели, устроив скандал на всю Европу.

Папа Римский категорически запретил Эльжбете Острожской брак с кальвинистом, да еще мужем ее покойной сестры.

В свою очередь, Перун напрасно просил разрешения у протестантских священников в Литве и Польше. Пришлось обращаться даже к авторитетным протестантским деятелям в Германии, Англии и Женеве. Никто разрешения не давал. Но Радзивиллу обязательно нужны были имения Яна Кишки! Историк Витовт Чаропка считает, что это связано и с тогдашней борьбой Перуна с арианами — приверженцами протестантского течения, которые находили поддержку у Яна Кишки. Радзивилл, нарушив завещание Кишки, повыгонял ариан из его владений, закрыл их школы, типографии и академию. И в конце концов, наплевав на то, что ни Папа, ни кальвинистский сбор не дали официального разрешения, 13 февраля 1593 года в одном из костелов Ковно обвенчался с Эльжбетой Острожской. Витовт Чаропка приводит даже имя решившегося на сие рискованное действо священника — Якуб Воронецкий.

В следующем же году Перун договорился с тестем, Константином Острожским, о разделе имений Яна Кишки. Среди доставшихся Радзивиллу владений были Глуск, Копысь, Романово, Осташин, Тернополь. Было ради чего решаться на грех.

Строптивая жена

Воевода Киевский Константин
Острожский владел 300
городами и 3.000 сел

Историки по–разному оценивают отношения между Эльжбетой Острожской и Криштофом Радзивиллом. В большинстве сходятся, что это был договорной брак. Возможно, супруги решили поддерживать платонические отношения, чтобы избежать греха кровосмешения. Оттого и совместных детей не нажили. Все, что их связывало, — расчетливость. Она же и рассорила супругов.

Эльжбета позволила новому мужу хозяйничать на землях прежнего, но свои личные имения отказалась ему передать. Перун, как вы уже поняли, был господином жадным, подбирал, присваивал все, до чего мог дотянуться. И такого неповиновения не простил. Даже в завещании отметил, что строптивая жена не заслужила его милости. А чтобы знала, какого хорошего мужа имела, он все же отписывает неблагодарной имения Ракутишки и Лаворишки.

При этом Радзивилл всячески старался сохранить хорошие отношения с могущественным тестем, уступив Константину Острожскому Тернополь и Дятлово — из приданого его же дочери.

Впрочем, оскорбительным завещанием Эльжбета так и не воспользовалась. Четвертую жену свою Криштоф Радзивилл Перун тоже пережил. Она умерла в 1599 году, Перун — на четыре года позже.

cultura@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter