Преемственность
Что ни говори, есть все‑таки в селах особый шарм, который никогда не словишь в мегаполисе. Здесь даже воздух спокойный. Правда, сначала тишина если не угнетает, то удивляет: по привычке хочется с кем‑то заговорить, заполнить пустоту. Потом достаешь телефон — нет, не ловит. Ближайшие часы придется провести без него. Прячешь в карман. Наконец снимаешь с глаз суетную пелену, оглядываешься. Какая же кругом красота! Солнце, извилистый Днепр чуть ли не у самых ног. Птицы, трелью приветствующие то ли тебя, то ли весну…Мы в Могилевской области, в километре от старинной деревеньки Барколабово. Здесь, в Свято‑Вознесенском женском монастыре, подвизаются 17 сестер — послушниц, инокинь, монахинь. В прошлом году обитель отпраздновала юбилей — 380 лет со дня основания. Были ли эти годы наполнены трудностями, лишениями, скорбями? Да. Находилось ли в них место чудесам и милости Божьей? Несомненно. «Сияют благочестием барколабовские сестры», — эту сказанную когда‑то святителем Могилевским Георгием Конисским фразу по сей день цитируют местные жители. Матушки же очень стараются продолжить славный путь своих предшественниц. Трудностей, повторят они не раз, меньше не стало, но намоленное место дает силы жить.
О смелости и преданности
История барколабовской святыни удивительна. Особенно много открытий для себя совершат те читатели, которые помнят наши паломничества в Спасо‑Евфросиниевскую обитель в Полоцке и Кутеинскую лавру в Орше. Но не будем забегать вперед, а послушаем игумению Ангелину.Игумения Ангелина.
— Древняя обитель возникла в середине XVII века стараниями местных меценатов — князя Богдана Стеткевича и его жены княгини Елены Соломерицкой, — открывает пухлый фотоальбом игумения. — Это был очень мужественный шаг для того времени. Монастырь возник в противовес притеснениям православных христиан в Речи Посполитой, расцвета унии, перехода правящей знати в католицизм. Меценаты передали свои барколабовские владения с полями, пастбищами, лесом, мельницей и правом ловли рыбы.
24 июня 1641 года дарственную запись, иначе фундуш, выдали на имя талантливого устроителя белорусских монастырей — игумена Кутеинской обители Иоиля Труцевича и игумении Фотинии. Строительство шло ладно: вскоре появился каменный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи с приделом Николая Чудотворца, а затем и Свято‑Вознесенская церковь (деревянная, построена в 1648 году).
Важная деталь: Стеткевич указал в фундуше, что обитель всегда должна оставаться православной. А если кто‑то из сестер захочет перейти в католицизм, ту должны немедленно исключить. Диверсии, конечно, случались, но монастырь устоял, став светочем земли белорусской и утешением для тысяч верующих.
Два чуда Богородицы
О Барколабово заговорили еще громче в 1659 году. Тогда здесь случилось самое настоящее чудо — обретение иконы Божьей Матери.Чудотворная икона Божьей Матери.
— Соратники русского князя Симеона Пожарского (к тому времени его уже не было в живых) возвращались после битвы с крымскими татарами. В обозе везли чудотворный образ Богородицы — трофейный, письма белорусских иконописцев. В момент, когда они проезжали мимо ворот монастыря, лошади остановились, и никакой силой невозможно было сдвинуть их с места. Воины увидели в том промысел Божий и попросили игумению Фотинию взять икону. До утра ее оставили на аналое в центре храма, но на следующий же день нашли святой образ на стене с правой стороны от алтаря.
Богородица сама выбрала себе место. С тех пор все списки Барколабовской иконы помещают именно с правой стороны, хотя это неканонично. Но против воли Божьей Матери никто не идет.Сколько здесь было чудес и исцелений — не счесть. Пожертвований за сотни лет собралось множество, и сейчас на иконе мы видим не меньше даров. О чем просят люди, за что благодарят — сокровенная тайна, которую хранит каждый в своем сердце.
— Не зря Матерь Божья пожелала оставить свой чудотворный образ именно в этом многострадальном месте, — убеждена игумения Ангелина. — Она сохранила православие в белорусском крае. Ведь Поднепровье — это перекресток битв и сражений. Сначала Великая Северная война. В монастырь пришел шведский конный отряд, командир которого потребовал выдать фураж для лошадей. Сестры не отказали, но встали на молитву, просили Господа избавить от непрошеных гостей. Утром обнаружили, что кони издохли. Шведский командир был настолько поражен случившимся, что принял православие.
Сестры святой обители.
Дальше — 1812 год. Интендантский французский отряд решил пополнить запасы продовольствия: забрали всех монастырских лошадей, разорили кельи сестер, ограбили игумению. Этого им показалось мало — решили сжечь Свято‑Вознесенский храм, для чего обложили его хворостом и сеном. В последний момент офицер в сопровождении солдата вошел в церковь. Увидев золотые украшения на иконе, приказал забрать их. Солдат протянул руку, но божественная сила подняла его вверх и опустила у двери. В ужасе французы покинули монастырь.
Богоборческая власть окончательно закрыла обитель в 1930 году. Тогда же разрушили церковь в честь Иоанна Предтечи. А Свято‑Вознесенский храм, без куполов и дверей, простоял до 1943‑го. Но фашисты, отступая, взорвали его, чтобы устилать себе обратную дорогу бутом. Многие иконы, в том числе и чудотворную, хранили барколабовские сестры: в 1953‑м ее передали в быховскую Свято‑Троицкую церковь.
В зданиях монастыря в разное время существовали детский дом, туберкулезная больница, межколхозный пионерский лагерь (после аварии на Чернобыльской АЭС его закрыли). Территории пустовали, постройки ветшали.
Хотя люди все равно приходили сюда: молились и плакали. Неужели непоколебимая барколабовская святыня навсегда стерта с лица земли, задавались вопросом они. Но Богу было угодно иное.
Цвети, обитель!
Поле. Вот что увидела схиигумения Антония, приехав сюда в 2008 году. Благочестивая матушка родом из этих краев: воспитала сына, который стал священником, а сама уехала в Полоцкий монастырь. Однажды на литургии сын служил в алтаре и к нему пришло, как бы мы это назвали, озарение — восстановить монастырь. Спустя какое‑то время он поделился мыслью с мамой, но та даже представить не могла, как такое возможно. Лишь подумала: на все воля Божья. А потом увидела сон: как едет в поезде с монахами и мирянами и кто‑то протягивает ей ключи. Решено!Монахиня Антонина звонит в колокола после литургии.
…В колокола звонит монахиня Антонина: только что закончилась утренняя служба. Сейчас сестры пойдут обедать в трапезную, а затем — на послушания. Это теперь у матушки Антонины есть любимое занятие — небольшая пасека с ульями. А тогда, 14 лет назад, она только и могла что любоваться природой.— А потому что больше ничего не было во всей округе, — улыбается. — Конечно, строительство далось непросто, но люди очень хотели восстановить монастырь. Мы зарядились от них энтузиазмом — дело пошло в гору. Это было особенным испытанием, ведь до Барколабово я подвизалась в женском монастыре в Орше.
Спустя несколько лет, когда обитель немного отстроилась, сестре Антонине удалось исполнить свою мечту. Пчелы, говорит, напоминают ей о монашестве: у каждого свое послушание.
— Думаете, с ними просто? Однажды меня за день шесть раз укусили! — шокирует она. — Но если сразу достанешь жало, все нормально. Зато они продуктивные — порода такая, мед хорошо дают. Мы его излишки паломникам в лавке продаем: покупают с удовольствием, хвалят.
— А к пчелам других сестер подпускаете? — интересуюсь.
— Даже сама прошу прийти! Но почему‑то редко кто хочет (улыбается). Говорят, кто мать Антонину обидит, на того сразу рой летит! Но вы знаете, физический труд, каким бы он ни был, все равно не сравнится с духовным. Отказаться от своей воли, эгоизма — вот что действительно сложно. Но молитва дает силы.
Такого мнения и инокиня Ольга. Она несет послушание на просфорне: выпекает 250 требных и 35 служебных просфор на неделю. Может рассказать в малейших деталях про тесто и процесс выпечки, но вот на глубинный вопрос — почему пришла в монастырь — отвечает так:
— Это тайна Божья. Здесь нужно многое претерпеть, а самое сложное — терпеть себя, — шепотом произносит инокиня и достает из печи первые горячие просфоры. Не смею отвлекать.
Кстати, в Барколабово, как и во многих других монастырях, трудовой день начинается полуночницей в 6 утра. Затем поется акафист Богородице, и, наконец, самая важная часть богослужения — литургия. «Не моей силой, а Божьей», — отвечает игумения на просьбу поделиться секретом бодрости. Ах да, матушка Ангелина тоже приехала сюда — откуда бы вы думали? Из Полоцка! Еще до этого, вспоминает, читала книгу и почему‑то в один момент подумала, что написано о ней. А фраза была следующей: «Какое бы я тебе ни дал наитруднейшее послушание, я тебе во всем помогу».
— Монастырь — это передовая на войне духовной, — так трактует для себя эту фразу игумения.
У каждой сестры свое послушание: огород, просфорня, пасека...
Научиться владеть собой
Сейчас у всех православных особое время — Великий пост перед Пасхой. Время, когда люди не просто «отрекаются» от мяса и молока, но и меняют свой образ жизни.— Господь сказал: ничто нечистое не войдет в Царствие Божье. Наша обязанность — свою душу туда готовить, поэтому основная цель поста — очиститься от страстей, которые очень обнажаются в монастыре, — объясняет матушка Ангелина. — Когда Бог сотворил первого человека, у него все было гармонично: тело подчинялось душе. Но после грехопадения гармония нарушилась, теперь нами управляет плоть: хочу есть, спать, не хочу трудиться. Пост направлен на то, чтобы это исправить и восстановить гармонию. В это время нужно себя ограничивать в еде, мало спать, много трудиться. Но самое главное, никого не обидеть и потерпеть, если обидят тебя. Также мы много молимся, чтобы научиться владеть собой. Ведь пост и молитва — это два крыла, которые душу человека возносят к Богу.
А еще пост — это про смирение, которого нам сегодня очень не хватает. Матушка цитирует святых отцов:
— Они говорили: «Если хотите мира, нужно восстановить его в своей душе». Сейчас люди очень тревожатся. Да, обстановка вокруг непростая, но без Бога ничто невозможно. Дело монашеское — не заниматься политикой, а преодоление всех конфликтов, даже международных, доверить Богу. Мы молимся о разрешении сложной обстановки в Украине, как благословили Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Вениамин. Думаю, Господь не останется безучастным к нашей молитве.glushko@sb.by