Министр здравоохранения Владимир Караник сегодня после рабочей встречи с Президентом рассказал журналистам о состоянии пациентов, у которых выявили коронавирус, а также о системных мерах, направленных на предупреждение завоза и распространения в Беларуси данной инфекции.
О состоянии пациентов с коронавирусом
— Ситуация в нашей стране контролируемая. Те пациенты, которые были выявлены, находятся в удовлетворительном состоянии. У четырех отрицательные тесты, и мы их просто наблюдаем необходимый период (по протоколам это не менее 14 дней с момента госпитализации). И если по протоколу нужен двукратный отрицательный тест, мы стараемся подстраховаться и получить его три раза.
По словам министра, у остальных пациентов клинические симптомы, даже у кого они были в легкой форме, ушли.
Владимир Караник также отметил, что ситуация с коронавирусом выявила некоторые проблемы.
— С одной стороны, это несознательность отдельных людей, с другой — ненужная шумиха, которая сейчас есть в прессе, и попытка вторгнуться в личную жизнь людей. И люди потом скрывают факт того, что находились в эпидемически неблагоприятных районах, и поздно обращаются за медицинской помощью. Пациент, который был госпитализирован в понедельник в Минске с пневмонией, был в состоянии средней степени тяжести. Он скрыл и от нас, и от сотрудников «Лодэ», что был в Северной Италии, ведь прилетел рейсом из Мюнхена. И, соответственно, у нас есть красные флажки, которые мы поставили, чтобы не пропустить случаи инфекции — все пневмонии средней степени тяжести и пневмонии тяжелого течения обязательно типируются на наличие коронавируса.
Фото носит иллюстративный характер
Министр поблагодарил китайских коллег за помощь в разработке эффективной схемы лечения. Он сообщил, что она утверждена и разослана во все учреждения здравоохранения. Ее использовали и в случае с минчанином с пневмонией.
— Незамедлительно были применены эти подходы к лечению, и сегодня признаки дыхательной недостаточности ушли. Пациент находится в удовлетворительном состоянии.
О респираторном этикете и самоизоляции
Владимир Караник еще раз подчеркнул, что чем позже человек обращается за медицинской помощью, тем дольше ему придется лечиться и тем выше шанс развития осложнений.
— И когда человек возвращается с эпидемически неблагоприятного района и начинает активно общаться с родственниками и друзьями, у меня это вызывает вопрос: неужели вам так не дороги ваши друзья и родственники, что вы как минимум можете обеспечить им двухнедельный карантин, а как максимум —передать им инфекцию?
Министр подчеркнул, что в течение двух недель человек должен соблюдать некоторый охранительный режим: сократить до минимума контакты, не посещать общественные места, не ходить в гости. Это даст возможность организму акклиматизироваться, а также поможет защитить тех людей, которые рядом. По словам главы ведомства, если люди будут демонстрировать сознательное отношение к своему здоровью, то в стране могут начать применять алгоритмы самоизоляции.
— Мы этот вопрос обсудили с Главой государства. Если человек прибыл с эпидемически неблагоприятного района либо контактировал с заболевшим пациентом, мы можем разрешить ему самоизоляцию на дому. Естественно, будем каким-то образом контролировать этот вопрос — сейчас обсуждаем, каким именно. Хочу подчеркнуть, коронавирус — это та ситуация, которая позволяет еще раз поднять вопрос о респираторном этикете, заботе о своих близких.
Об ограничении массовых мероприятий
Министр рассказал также, что во время встречи с Главой государств обсуждался и вопрос ограничений на проведение массовых мероприятий.
— Это нужно, чтобы у людей, которые, может быть, в легкой форме эту инфекцию переносят и не обратились за медицинской помощью, было меньше шансов поделиться ей с большим количеством людей. Мы считаем, что проведение культурно-массовых мероприятий следует ограничить на время, пока все успокоится.
По всей Европе отменяются спортивные мероприятия или их проводят без зрителей. В нашей стране пока никаких ограничений не вводилось. На фото: матч Кубка Беларуси по футболу «Динамо-Минск» — БАТЭ
Владимир Караник отметил, что к вопросу, какие мероприятия будут считаться массовыми, надо подходить индивидуально.
— Если мероприятие проходит на открытом воздухе, где вероятность заразиться минимальная, то там может быть и 300, и 500, и 600 человек. Если мероприятие проходит в закрытом помещении, там даже в количестве 150 человек собирать не стоит.
Министр подчеркнул, что сейчас принимается решение, в каком виде рекомендации по ограничению массовых мероприятий будут оформлены:
—Сейчас мы обсудим, в каком виде это будет, какой уровень нормативного акта для этого нужен. Это будет сделано в ближайшее время.
Владимир Караник еще раз подчеркнул, что в стране используется риск-ориентированный подход.
— Мы оцениваем риски и прогнозируем, какие меры позволяют эти риски минимизировать. Вопрос по поводу школ: ЮНИСЕФ и ВОЗ сегодня не рекомендуют закрывать школы. Дети не относятся к группе риска, у них очень редко отмечаются тяжелые формы и у них нулевые цифры смертности. Единственное — надо обращать внимание на правила обучения детей в дошкольных учреждениях. Если ребенок болеет, не надо его вести в коллектив.
О стимулах для медиков
Министр рассказал, что обсуждаются также меры по материальному стимулированию работников здравоохранения, которые оказывают помощь в стационарах, выделенных для лечения пациентов с коронавирусной инфекцией, и потенциально подвержены высокому риску заражения.
— В новой системе оплаты труда есть возможность оперативного введения надбавок для стимулирования такой категории работников. Естественно, мы обсуждали вопрос о том, что те, кто находится сейчас на острие борьбы, будут материально простимулированы.
Владимир Караник отметил, что это надбавка не будет символической:
— Это будет действительно существенная надбавка, чтобы люди понимали, что мы ценим их труд и понимаем, насколько тяжелую работу они делают.
О предпринимаемых мерах
— Мы используем комбинированный подход: по-прежнему сохраняем карантинные мероприятия на границе и типирование тех, кто приезжает из неблагоприятных стран. Мы выясняем все контакты, если получили положительный тест. Сегодня рост числа заболевших происходит среди тех контактов, которые были уже изолированы. Это показатель эффективности нашей работы.
По мнению Владимира Караника, предпринимаемых мер достаточно.
— Мы видим это по нагрузке на систему здравоохранения. Наши ограничительные меры направлены на то, чтобы не было кластерной заболеваемости. Если это будут единичные спарадические случаи либо небольшие группы — ресурсов у нас достаточно.
Министр рассказал, что в стране сегодня работает более двух тысяч аппаратов ИВЛ.
— А если добавить наркозно-дыхательные аппараты, которые тоже можно использовать в режиме ИВЛ, — это еще 1,5 тысячи. Мы провели ревизию всех имеющихся ресурсов: реанимационных коек, пунктов подачи кислорода. Мы считаем, что если знаем все свои ресурсы и грамотно ими управляем, то есть шансы, что они нам не понадобятся вообще.