Прогноз погоды должен быть точнее, взаимодействие служб — более оперативным, а оповещение населения — более детальным. Об этом заявил журналистам министр по чрезвычайным ситуациям Вадим Синявский перед заседанием Комиссии по чрезвычайным ситуациям при Совмине. Глава Министерства по чрезвычайным ситуациям, чья роль в государственной системе предупреждения и реагирования на ЧС является ключевой, рассказал, какие выводы сделаны после устранения последствий июльской непогоды.
— Мы начали принимать первую информацию после 14 часов, а пик пришелся примерно на 16 часов 14 июля, — детализировал Вадим Синявский. — Все региональные райотделы по ЧС Гомельской области были подняты по сигналу «сбор». Развернуто массированное оказание помощи людям, попавшим в беду. Ликвидировали завалы на дорогах, обрушения линий электропередачи, обеспечивали возможности для работы энергетиков по восстановлению энергетического обеспечения объектов.
Важным элементом серьезной аварийно-спасательной работы спикер назвал работу на нефтеперерабатывающем заводе в Мозыре. Спасателям удалось в кратчайшие сроки предотвратить более серьезные последствия остановки самого предприятия, которое в момент стихии работало на полные мощности.
— Мы также оказали помощь людям, застрявшим в лифтах. Развернули работу по водоснабжению, подвозу технической и питьевой воды для граждан. В Калинковичах организовали работу по обеспечению горячим питанием райбольницы. И вся эта деятельность не прекращалась всю неделю — начиная с 14 июля. Я уже не говорю про установку дизель-генераторов и обеспечение работы водозаборов в Мозыре. Самое главное — канализационно-насосная станция. К сожалению, она не работала, и могла наступить экологическая проблема, если бы мы оперативно не приняли меры.
Проведенная работа, по мнению Вадима Синявского, заслуживает удовлетворительной оценки. Говоря о недостатках, министр отметил, что его не устраивает точность метеорологического прогноза.
— Мы от наших синоптиков должного прогноза по тем событиям 14 июля не получили, — конкретизировал министр. — А стали получать ее после того, как уже все произошло.
Вторая проблема — оповещение населения.
— Если в целом о неблагоприятных погодных явлениях была информация 13 июля, то что касается разрушительных явлений, о них надо было оперативно проинформировать по всем фактам, — сказал Вадим Синявский. — Целая система оповещения создана. Она, конечно, работает, но нужно развернуть ее более эффективно. И это мы обязательно сделаем в кратчайшие сроки.
Коснулся глава МЧС и вопроса организации работы Комиссии по ЧС на региональном уровне.
— Не все устраивает по оперативности сбора этих комиссий, быстроты принятия решений и сбора информации, поступающей с места ЧС, — уточнил Вадим Синявский. — Мы не получали в полном объеме информацию от коллег из других госорганов о том, сколько и куда нужно поставить то или иное оборудование для проведения работ по ликвидации. В отдельных случаях приходилось самим на это реагировать. Есть над чем подумать и чем заниматься.
Важная тема, требующая работы над ошибками, — обеспечение связью во время ЧС.
— Сегодня подавляющее большинство населения пользуется сотовыми телефонами, — сказал министр. — Мобильные операторы имеют доминирующее положение на рынке оказания этих услуг. И все они должны быть обеспечены соответствующими бесперебойными источниками питания в случае отключения электроэнергии. Мы будем настаивать на внесении изменений в соответствующие законодательные нормативы.
По словам спикера, будут пересмотрены нормативы и по вопросу расположения деревьев вблизи дорог и железнодорожных путей:
— Реально деревья падали на дороги, в том числе на железнодорожные пути. Надо пересматривать нормативы и по порядку проведения регламентных работ, и по порядку взаимодействия. Если дерево падает на полотно — значит его нужно либо вырубать, или сделать так, что когда оно падает, то не попадает на полотно. Поезд должен проезжать беспрепятственно.
Синявский рассказал о выводах после стихии: прогноз должен быть точнее, взаимодействие служб — более оперативным
Фото:
Егор ЕРМАЛИЦКИЙ