Нынешний форум проходил под девизом «Кино — симфония единства». Интерес к нему оказался огромным — пришло более 273 заявок из 54 стран. Видимо, сказались пандемия и отсутствие сильных кинематографических впечатлений, а создатели фильмов не могут жить в вакууме.
Кадр из фильма «Юни».
Традиции духовности
На церемонии открытия форума заместитель Премьер-министра Игорь Петришенко зачитал приветствие Александра Лукашенко, адресованное гостям и участникам фестиваля. Специальный приз Президента «За сохранение и развитие традиций духовности в кино» в этом году был вручен известному режиссеру анимационного кино, композитору Игорю Волчеку. Он поблагодарил со сцены за столь высокую оценку своего труда:— Значит, все усилия не были бесполезны. За 53 года моей работы на «Беларусьфильме» мы переживали разные периоды. Застали расцвет и ренессанс белорусского кинематографа, когда на киностудии творили Туров, Пташук, Добролюбов, Марухин, Игнатьев и другие мастера. Мы учились у них. Мы переняли эту кинематографическую эстафету, и теперь уже наше поколение передает свое мастерство молодым.
По сложившейся традиции председатель минского кинофорума народный артист Беларуси Александр Ефремов эффектно разбил тарелку о штатив:
— Я был участником практически каждого фестиваля. С нежностью вспоминаю нашего первого председателя народного артиста СССР Ростислава Янковского, который умел создать на форуме домашнюю атмосферу, а каждого гостя встречал как близкого родственника. Он был счастлив этой миссией. После эту атмосферу единства поддержал Геннадий Давыдько. Я рад, что пришло время возвращения к нашим истинным ценностям: искренности, честности, чистоте помыслов.
Александр Ефремов.
Как повелось, конкурсную программу «Лiстапада» составили призеры международных кинофестивалей. А открыл ее фильм совместного производства Германии и Австрии «Королевская игра» по роману Стефана Цвейга — образец большого кинематографического стиля, вызывающий ассоциации с шедеврами Иштвана Сабо и Альфреда Хичкока.
Время собирать камни
Одним из почетных гостей «Лiстапада» стал основатель форума «Золотой Витязь» народный артист России Николай Бурляев. Он взволнованно напомнил о нерушимых духовных связях славянского культурного пространства и прочитал стихотворение 1861 года Федора Тютчева «Послание славянам». Николай Петрович отметил, что за 27 лет наш фестиваль прошел определенный путь:— Был период, когда «Лiстапад» стал больше смотреть на Запад. Но сегодня он снова вернулся к своим духовным основам. Для меня это переломный момент. Мы не интересны сегодня Западу. Мы интересны только друг другу. Мы должны ориентироваться на нашу высокую, единую и неделимую культуру. На фильмы, которые снимали Туров, Пташук, Михалков и другие белорусские и российские мастера. Сейчас, когда ценности нашего христианского мира оказались под угрозой, верю, что «Лiстапад» снова пойдет правильной дорогой и будет утверждать высокие нравственные идеалы. Время собирать камни и вместе создавать потрясающие фильмы.
Кино напрокат
Актуальные проблемы, касающиеся кинематографической сферы, оказались в центре внимания круглого стола, состоявшегося в Национальной библиотеке. Генеральный директор киностудии «Беларусьфильм» Владимир Карачевский высказал его участникам теплые слова за то, что, несмотря на пандемию и санкции, они приехали на минский фестиваль: «Чувствую себя окрыленным!» Он предложил вместе порассуждать на тему, каким должно быть кино в новом политическом, духовном и культурном пространстве.Модератор встречи известный журналист и режиссер директор программы документального кино фестиваля Сергей Катьер напомнил:
— Как вся русская литература вышла из «Шинели» Гоголя, так и все наши постсоветские кинематографии вышли из советского кино. Пришло время проанализировать, что мы потеряли за эти годы. Какими идеями и кадрами стоит поделиться.
Николай Бурляев, тоже ставший участником круглого стола, подчеркнул, что перед кинематографистами сегодня стоят сложнейшие задачи:
— Эйфории у меня нет. Я понимаю, что мы находимся в переходном периоде. Мы должны противостоять новому мировому порядку с его обескультуриванием, противостоять погибающему Западу, предавшему христианские ценности и пошедшему по пути преисподней. Эта желтая болванка «Оскар» потеряла всякий смысл.
Николай Петрович высказал идею создания единой Конфедерации творческих союзов Союзного государства, к которой могли бы присоединиться кинематографисты Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и других стран СНГ:
— Мы станем только сильнее, если это осуществим. Тогда у нас будут шансы уцелеть и стать примером для вырождающегося Запада. Но мы должны идти единым культурным фронтом. И тогда у нас не будет инсталляций с детородным органом в Санкт-Петербурге, не появится такой спектакль, как новосибирский «Тангейзер», или такой антиисторический фильм, как «Матильда». В единстве наша сила!
Идеи Бурляева поддержал известный продюсер генеральный директор по кинематографии Узбекистана Фирдавс Абдухаликов. Он поделился позитивными новостями из своей страны: после большого перерыва возрожден Ташкентский международный кинофестиваль, полностью реконструирована киностудия «Узбекфильм», заключен контракт на поставку нового оборудования с партнерами из Дании на 28 миллионов долларов, возрожден Дом кино, открыт новый Музей кино и филиал ВГИКа, где готовят специалистов на двух факультетах — сценарном и продюсерском. Четыре ленты на военную тему узбекские кинематографисты сняли на «Беларусьфильме». Все это невозможно было бы осуществить без поддержки государства на самом высоком уровне.
Участники круглого стола отдельно остановились на вопросах, касающихся создания фильмов в копродукции и общего кинопроката на территории СНГ.
Женщины начинают и выигрывают
В основном конкурсе игрового кино на фестивале «Лiстапад» было представлено сразу несколько картин, снятых молодыми женщинами-режиссерами из разных стран.
— Это, наверное, главная тенденция форума, — отметил программный директор этого конкурса киновед Олег Сильванович. — В них невероятное количество энергии и сильные актерские работы. Меня как отборщика, например, очень удивил македонский дебютный фильм «Сестринство». Его режиссер Дина Дума наполнила полотно картины узнаваемыми реалиями и проблемами подросткового быта, но какой серьезный разговор идет на этом фоне! Какое оно — место женщины в современном мире? Как его отвоевать? То же касается фильма «Юни», это совместная работа кинематографистов Индонезии, Сингапура, Франции и Австралии. Главной героиней ленты Камилы Андини стала индонезийская девочка-подросток, оканчивающая среднюю школу.
Один из самых сильных фильмов конкурсной программы, по словам Сильвановича, — «День мертвых». Это дебютная режиссерская работа художественного руководителя театра «Современник» Виктора Рыжакова. По сюжету мать и сын отправляются в путешествие на старом седане, и с самого начала у них все идет не по плану. Картина была представлена в этом году на кинофестивале «Кинотавр» в Сочи.
Кроме того, на «Лiстападзе» российские работы вошли в конкурсную программу документального кино и секцию «Кино молодых». Во внеконкурсной программе показали работы «Золотые соседи» Станислава Мареева, «Совесть» Алексея Козлова, «Доктор Лиза» Оксаны Карас, «Последняя «Милая Болгария» Алексея Федорченко, которого в Минске многие запомнили по пронзительной драме «Овсянки».
ЮНОМУ ЗРИТЕЛЮ
«Лiстападзiк» первым назвал своих победителей
Судейскую коллегию детского конкурса «Лiстападзiк», который традиционного проходит в рамках минского форума, в этом году возглавляла вице-президент и генеральный директор открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии «Киношок» заслуженная артистка России Ирина Шевчук:
— На конкурс были представлены достойные картины, и у жюри не было разногласий. Надеюсь, мы судили справедливо.
Итак, «Золотой «Лiстападзiк» за лучший фильм присужден полнометражной анимационной картине «Даже мыши попадают в рай». Это совместная работа кинематографистов Чехии, Франции, Словакии и Польши, а возглавляли проект режиссеры Ян Бубеничек и Дениза Гриммова.
Кадр из фильма «Даже мыши попадают в рай».
Обладателем награды за «Лучшую детскую роль» стала Вероника Устимова — актриса фильма «Новенький» российского режиссера Александра Кулямина.
Специальным призом жюри «За симфонию чувств» отмечен фильм «Прелюдия и фуга» белорусского режиссера Игоря Волчека.
СОБИРАТЕЛЬНЫЙ ОБРАЗ
Киноповесть о настоящем человеке
Кадр из фильма «Летчик».
Председатель жюри основного конкурса игрового кино фестиваля этого года президент Гильдии продюсеров России режиссер Ренат Давлетьяров не только провел переговоры с руководством киностудии «Беларусьфильм», на которых обсуждались перспективы будущего сотрудничества, но и представил в Доме кино в Минске свою новую режиссерскую работу — военную драму «Летчик». Главный герой фильма — летчик Николай Комлев, которого сыграл Петр Федоров, — образ собирательный, тем не менее в основу истории положен подвиг Алексея Маресьева. Съемки картины проходили в том числе и в Новгородском районе, где сбитый Маресьев 18 дней мужественно боролся за жизнь. А всего героев, потерявших ноги в бою и вернувшихся за штурвал самолета, в истории Великой Отечественной войны было девять.