Мощь растет
Воздушное пространство Минска и близлежащих регионов защищает 15-я зенитная ракетная бригада. Вокруг города воины-зенитчики развернули свои дивизионы. В каждом из них есть свои казармы, учебные классы, столовые. Здесь же находятся и зенитные ракетные комплексы.— Дивизион у нас, как отдельный организм. Да, мы относимся к бригаде, но тут идет своя жизнь, — рассказывает командир подразделения Евгений Колыхан. — Мы круглосуточно несем боевое дежурство. В боевой расчет заступают как офицеры, так и военнослужащие срочной службы. Последние занимаются обслуживанием техники, являются водителями боевых машин.
Евгений Колыхан.
К слову, о боевых машинах. В Беларуси большое внимание уделяется оснащению войск современным вооружением.
— Наша воинская часть — ключевая в системе ПВО. Еще год назад мы прикрывали небо столицы, сейчас наши возможности выросли в разы, опять же благодаря новой технике. Находясь в 300 километрах от госграницы, мы прикрываем и ее. Это стало возможно после того, как в нашу часть поступил новый зенитный ракетный комплекс С-400, — отмечает начальник штаба — первый заместитель командира Денис Кириллов. — Учиться управлять им наши офицеры ездили в Россию, теперь передают опыт сослуживцам.
Недавно в бригаду на вооружение поставили новые зенитные ракетные батареи «Тор-М2К». Этот комплекс хорошо зарекомендовал себя в ходе специальной военной операции.
— Обе стороны конфликта активно используют беспилотники различного назначения: разведывательные, ударные, большие и малые. С ними эффективно справляются «Торы», — говорит Денис Кириллов. — Мы начали эксплуатировать такую батарею и видим, что огневая мощь бригады выросла. В ближайшем будущем планируется поставка в нашу часть еще нескольких «Торов».
Однако, по словам Дениса Кириллова, зенитные ракетные комплексы С-300 (стоящие на вооружении ВВС ПВО) исправно выполняют свои функции. И кто бы что ни говорил, сделан комплекс с таким запасом прочности, что сегодня активно противостоит средствам воздушного нападения.
Люди и машины
Бобруйчанин Артем Кунцевич — водитель «Тора». До призыва парень имел двухлетний стаж вождения. Поэтому когда предложили пойти служить водителем, согласился не раздумывая:— После того как призвали в армию, полгода учился управлять МАЗом в 72-м объединенном учебном центре. Затем попал сюда, в 15-ю бригаду. И здесь уже переучился на водителя «Тора».
Боевая машина, ширина которой около 4 метров, имеет свою специфику. Артем говорит, что не везде есть кренометр — прибор, указывающий, на сколько градусов наклонился автомобиль по отношению к земле. Ведь частенько приходится ездить по бездорожью. Задача водителя — с помощью прибора следить, чтобы машина не перевернулась. А такой исход возможен из-за размера, веса и порой не лучших дорожных условий.
— Непросто совладать и с габаритами, так как машина очень длинная и широкая, — объясняет Артем. — Управление ею где-то схоже с фурой. Ехать «Тор» может по любым типам дорог — как по асфальту, так и по полям. Мы уже неоднократно выезжали для выполнения боевых задач в различные регионы страны.
К разговору подключается офицер батареи Александр Гнедько, который входит в состав расчета боевой машины:
— Конечно, главная особенность «Тора» в том, что он может в кратчайшие сроки выполнить задачу по предназначению: занять позицию, развернуть пусковую установку и обнаружить цель. Это экипаж боевой машины успевает за несколько минут. Еще минута — на захват цели и ее определение. Затем пуск зенитной ракеты.
В боевой готовности
Заместитель командира по идеологической работе подполковник Владимир Бутько уверен, что ребята, приходящие служить как по контракту, так и на срочную службу, понимают, насколько важные задачи стоят перед ними:— Многое в нашей работе остается за кадром. Надо понимать, система ПВО — образно говоря, небесный купол над Беларусью в режиме мирного времени. Мы следим в том числе и за воздушным пространством соседних стран. И если видим чужака, ракеты — в вертикальном положении, а руки — у кнопки «Пуск». Наши военные всегда в боевой готовности.
Без женщин никуда
Вносят лепту в противовоздушную оборону страны и девушки. Среди них специалист подразделения связи Кристина Сулимова-Канарская. 17 лет назад она подписала свой первый контракт и остается в армии по сей день. При этом успела реализоваться как мама — в ее семье подрастают двое деток. К слову, в этом году войска ВВС и ПВО представят на параде в День Победы и свою женскую «коробку». Кристина тоже пройдет торжественным маршем в ее составе. Скоро начнутся репетиции.Кристина Сулимова-Канарская.
Екатерина Максименко связала свою жизнь с военным делом в 20 лет. Отучилась на бухгалтера и пришла в армию. Говорит, притягивали силовые структуры. Начинала в Лунинце на авиабазе механиком, а после того как вышла замуж за военного из 15-й бригады, перевелась сюда. Недавно была назначена на новую офицерскую должность.
По стопам отца
Понятно, боевые задачи — превыше всего, однако и в свободное время военные не бьют баклуши. К примеру, благодаря сослуживцу Давиду Ятковскому поют песни. Парень — гитарист-самоучка, но не только играет, но и пишет музыку, сочиняет стихи.
Давид Ятковский.
— Некоторые мои песни ребята знают наизусть, и мы частенько их поем вечерами под гитару. Сейчас собираю единомышленников, чтобы создать группу. Уже нашел семерых поющих и играющих ребят.
Музыкальные способности у парня от отца — Вадима Ятковского. Он профессиональный музыкант, 11 лет посвятил армии. Но и в ней он был связан с музыкой — играл на тромбоне в оркестре.
Давиду предлагают остаться служить в бригаде по контракту: мол, инициативные и способные ребята всегда нужны. Конечно, этот вариант парень тоже рассматривает, ведь у отца был такой путь. Но пока Давид занимается организацией грядущих праздничных мероприятий:
— В бригаде их запланировано немало. Ведь, как известно, тот, кто хорошо отдыхает, тот и продуктивно работает. А в нашем случае — несет боевое дежурство.
yankovich@sb.by