Во внутренних войсках сформирован ударный кулак из новых отрядов спецназа
«Рысь», «Беркут», «Честь», «Смерч», «Шторм», «Тайфун», «Буран», «Циклон», «Торнадо», «Гранит»… С декабря 2022‑го по февраль нынешнего года внутренние войска МВД создали мощный ударный кулак из новых отрядов специального назначения, призванных дать решительный ответ на возникающие угрозы национальной безопасности. Как развиваются «молодые спецназы» в столице и регионах? Чему их обучают? Кто участвует в защите госграницы и Белорусской АЭС? На эти и другие вопросы журналистов накануне Дня внутренних войск, по традиции отмечаемого 18 марта, дал ответы заместитель министра внутренних дел — командующий ВВ генерал‑майор Николай Карпенков.
Николай Карпенков.
— Внутренние войска встречают 106‑летие с хорошими результатами и отличным боевым настроением, — отметил в начале беседы Николай Николаевич. — Все задачи, поставленные Главой государства и министром внутренних дел, выполнены качественно и в установленные сроки. Подтверждение тому — присвоение нашим военнослужащим в минувшем и этом году 121 государственной награды. В частности, пять военнослужащих внутренних войск награждены боевыми орденами и медалями за успешное участие в специальной операции в украинском приграничье.
Министр внутренних дел поощрял наших военнослужащих 1200 раз, другие ведомства, с которыми мы взаимодействуем, — около 400 раз.
После создания в конце позапрошлого года в составе бригады спецназа отрядов специального назначения «Рысь» и «Беркут», а также «Честь» и «Смерч» из числа добровольцев, ранее служивших в спецподразделениях МВД, созданы и сформированы ОСН «Шторм» — в Бресте, «Тайфун» — в Гродно, «Буран» — в Гомеле, «Циклон» — в Островце, «Торнадо» — в Околице Минского района, «Гранит» — в столичной в/ч 5448.
Мы стараемся, чтобы наши новые спецподразделения как можно больше работали по захвату контрабандистов, в сфере взаимодействия с криминальным блоком органов внутренних дел (силовое прикрытие оперативников милиции при задержании наркокурьеров, наркодилеров, экстремистов, торговцев оружием, черных копателей).
— Николай Николаевич, в каком формате внутренние войска участвуют в усилении охраны участков государственной границы?
— Тесно взаимодействуем с подразделениями специального назначения органов погранслужбы, заставами. Наши военнослужащие периодически находятся в украинском приграничье — проводят совместное патрулирование, проверку информации, обеспечивают охрану госграницы в глубину, перекрывают контрабандные тропы.
В недавнем резонансном задержании группы террористов, которые проникли на нашу территорию с составными частями взрывных устройств, принимали участие и военнослужащие ВВ.
Мы прекрасно понимаем модель современного боя. В группах огневой поддержки отрядов специального назначения есть ПТУРы, АГСы, противотанковые гранатометы, минометы, подвижные огневые точки. Кроме того, в отряды спецназа встроены подразделения БЛА.
Однако при оценке обстановки никогда нельзя недооценивать противника. Ведь может казаться одно, а ждет совершенно другое.
Поэтому мы готовы к разным сценариям развития ситуации. Но у нас тоже есть свои заготовки — для тех, кто надеется застать нас врасплох, готовим капкан. К тому же наш моральный и боевой дух значительно выше. А боевой дух сильнее артиллерии.
— Как внутренними войсками обеспечивается безопасность Белорусской АЭС?
— БелАЭС охраняется нашим особым батальоном. Для того чтобы повысить уровень боевой и специальной подготовки, в мае прошлого года мы придали ему статус батальона специального назначения. В его структуре создан достаточно большой по численности ОСН «Циклон», который хорошо вооружен, укомплектован, располагает БЛА.
Самое главное, что мы сделали по дополнительному обеспечению безопасности БелАЭС, — оборудовали вокруг стратегически важного объекта специальную 2 — 3‑километровую зону, в которую никто из посторонних не должен попадать.
«Циклон» и оперативные службы криминальной милиции, УБОПиК по Гродненской области работают на упреждение по получению и проверке информации, недопущению экстремистских провокаций на БелАЭС.
Плечом к плечу с военнослужащими и милиционерами в Островце обеспечивают безопасность атомной электростанции пограничники, войска ПВО.
— Большинство новых спецподразделений внутренних войск названы в честь природных стихий. Как возникла идея такого подхода к наименованиям, какие смыслы в них заложены?
— Названия как бы витают в воздухе, все дело в наитии, ассоциациях… К примеру, нынешний СПБТ «Алмаз» МВД изначально был «Беркутом», я там служил командиром взвода. А сейчас мы «Беркут» возрождаем. В том числе в честь тех героев, которые ярко, сильно и мужественно проявили себя на киевском Майдане. Чтобы увековечить память о подвиге бойцов, которых тогда предали украинские политики.
Один из отрядов добровольцев мы назвали «Смерч», потому что есть соответствующий оперативный сигнал, по которому проводится специальное комплексное мероприятие. Бойцы связывают себя с действиями в особых условиях, кроме того, возникают определенные ассоциации с легендарным «Смершем».
Названия отрядов спецназа «Шторм», «Тайфун», «Буран», «Торнадо», «Циклон» должны внушать страх противнику.
Новое спецподразделение в столичной милицейской бригаде названо «Гранит» — по аналогии с позывным этой войсковой части. Спецназовцы в/ч 5448 сами изъявили такое желание. И если это название вселяет в них определенный боевой дух, пусть будет так. И они с гордостью говорят: «Гранит» на связи! Готов к выполнению задач».
— Сейчас много говорится о новых отрядах специального назначения. А не ушел ли из‑за этого в тень СОБР внутренних войск, основанный почти 25 лет назад? На каком этапе находится развитие легендарного спецподразделения, как налажено взаимодействие собровцев с братьями по оружию?
— СОБР не находится в тени, просто о нем мало говорили. Без СОБРа не было бы ныне и возможности создать новые отряды специального назначения. Отдельные собровцы поехали в молодые ОСН — где‑то стали командирами, заместителями командиров, где‑то — инструкторами.
СОБР обучал все новые спецподразделения действиям в лесу, работе над задачами антитеррора. Собровцы внесли большой вклад в морально‑психологическую подготовку «младших братьев», как методисты проводили с ними занятия в приграничье.
Сам СОБР выполняет колоссальное количество служебно‑боевых задач. Все, вместе взятые, новые отряды не выполнили столько задач, сколько специальный отряд быстрого реагирования. Он, являясь локомотивом, который тянет за собой все ОСН, своеобразным инструктором инструкторов, сам продолжает развиваться. И это уже не тот СОБР, что прежде. В нем теперь есть внушительная группа огневой поддержки. Там и дроны, и минометы, и другое тяжелое вооружение. Отряд увеличился на 100 человек.
Мы готовимся к определенным событиям, которые должны произойти в организационно‑штатной структуре. Наше первое войсковое спецподразделение ждут перемены — оно получит статус Центра специального назначения внутренних войск. ЦСН ВВ «СОБР». Историческая аббревиатура будет сохранена.
Призыв и перспективы
В конце 2023 года ВВ МВД укомплектованы на 105 процентов
35 процентов срочников затем идут служить по контракту. Генерал-майор Николай Карпенков рассказал о перспективах для солдат: «Если мы видим в молодых бойцах будущих спецназовцев, то предлагаем должности прапорщиков. Внутренние войска на данный момент — это практически «войска прапорщиков». За последнее время мы ввели 433 должности офицеров. Это очень серьезные элитные и подготовленные кадры, готовые на высочайшем уровне выполнять задачи любой сложности».
Фото пресс‑службы ВВ МВД.