В мечтах о подвиге

Сила воли

В СССР был культ силы воли. Это сейчас детям прививают честолюбие и амбициозность. Нам, школьникам 1980-х, было невдомек, что спортивные рекорды можно совершать за деньги. Только во имя своей страны и обязательно превозмогая боль! Поделенные на звездочки и дружины, мы знали своих героев — пионеров, погибших во время Великой Отечественной войны, воинов-афганцев, передовиков производства. Их фотографии, имена и краткие биографии были растиражированы в таком количестве, что не было ни одного лоботряса, который бы не выучил историю Зои Космодемьянской или Марата Казея. Пробегая по аллее пионерлагеря в столовку за пирожком на полдник, я чувствовала себя «недоволевой» под строгими взглядами моих ровесников, погибших за Родину. Их лица с барельефов смотрели сурово. Засыпая, я часто задавала себе вопрос: а на что способна твоя воля, Татьяна Сулимова?

images.pexels.com

Несколько раз пробовала воспитывать себя. Встать на полчаса раньше, сделать зарядку, облиться ледяной водой. Но каждый раз моя инициатива съезжала в ноль из-за неоправданности ситуации: облиться водой… Во имя чего? И, выключая будильник, я укутывалась в одеяло и, осознавая, что вместо приседаний и дрожи в душе могу еще полчасика сладко-пресладко вздремнуть, делалась счастливой. Я даже влюбилась в этот обряд — ставить будильник не на 7:00, а на 6:30 — и украдкой дарила себе эту капитуляцию.

Несколько раз, правда, писала сочинения на десять страниц, а не на три и разучивала вместо отрывка все произведение, но скорее это было по любви, как сказали бы теперь, в кайф. Какая в этом сила воли?

Так, моя подруга носилась как угорелая вокруг школы на физкультуре и ставила легкоатлетические рекорды, но тоже честно призналась, что счастлива оттого, что можно разогнаться и «сделать» всех уже на первом круге. Хотели того советские политтехнологи или нет, но ежедневно они вменяли нам чувство вины, подчеркивая, что живем мы, пионеры 1980-х, счастливо, но не за свои заслуги. Однако шанс есть! И на ближайшую политинформацию учитель задавал подготовить доклад на тему «В жизни всегда есть место подвигу». Я любила рассказывать про Саманту Смит и Катю Лычеву, в конце концов, они остановили ядерную войну. Ленка, соседка по парте, научила меня рисовать голубя, и я всегда сопровождала свой доклад плакатом, с которого белая птица смотрела левым глазом, держа в клюве зеленую ветку. Голубь у меня получался только в профиль и со сложенными крыльями. Но зато я освоила несколько шрифтов и каждый раз подписывала «Миру — мир!» по-разному. Красиво.

В августе 1991-го мне было 16, и все, что происходило в стране, полностью отражало мое подростковое состояние. Казалось, что мир этот внешний удивительным образом меняется вместе со мной. Все, что мне рассказали о жизни в советской школе, уже не вызывало доверия, и по телевизору сказали, что так и есть: все ложь. Мы слушали рок и удивлялись происходящему. Вот тут уже потребовалась сила воли — ходить без денег мимо ларьков, полных соблазнительных угощений, мимо первых коммерческих магазинов с джинсами, мимо иномарок, всего недоступного и БЫТЬ СЧАСТЛИВОЙ. Зашивать колготки, красить глаза остатками маминой «Ленинградской» туши, сидеть задумчиво перед шкафом и думать, что надеть, если надеть нечего. Моя соседка Ленка не выдержала, не увидела смысла ходить мимо и пошла искать заработок, полагаясь на свой женский природный ресурс. Наблюдая за ее роскошными нарядами, я все думала, кто из нас волевая… Признаюсь, даже тихо завидовала. «Интердевочка» Тодоровского стала героиней 1990-х.

— Мой волевой центр не развит, — вздохнула я на днях в разговоре.

Да ты что?! У тебя железная воля.

Подруга стала приводить аргументы. Все прекрасные! Я умею сидеть на диете и долго бежать (крутить педали, плыть). Я мотивирую детей (мужа, собаку и все, что мотивируется). Умею идти и вести других к цели… Если честно, все это неправда. Единственное, чего я достигла за эти годы, — ставлю будильник на 6:30 и встаю в 6:30… Я не волевая, но одно радует: мой одноглазый голубь явно сработал, и миру теперь мир. Может, и боль страдания уже не нужна… И сила воли пусть будет только для того, чтоб на диете недельку продержаться.

Но все равно жива во мне пионерка, и порой я мечтаю о подвиге. Ведь душа человека раскрывается, когда он проявляет волю, самоопределяется и, преисполненный решимости, совершает поступок. Чем выше мораль общества, тем больше в нем волевых людей. И то, что в жизни всегда есть место подвигу, — не просто ведь слова. Напоминание о том, что в нашей прекрасной природе заложено нечто великое — ВОЛЯ человеческая.

 И я ее в себе еще обязательно воспитаю!

sylimova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter