Дезинформацию и ложную информацию более половины экспертов завершившегося на прошлой неделе Всемирного экономического форума в Давосе назвали главным краткосрочным риском и вызовом, по степени опасности обогнавшим даже кибератаки и неблагоприятные последствия технологий искусственного интеллекта. Тем более важно для сохранения общественного спокойствия в конкретно взятой стране оберегать правду в информационном пространстве, чтобы люди не теряли голову и не пребывали в извечном стрессе.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Бурное развитие средств связи и коммуникации, электронных СМИ и социальных сетей кардинально изменило жизнь людей на нашей планете. Расширились возможности для экономики и социальной сферы, просто общения, но одновременно мир и сам человек стали более уязвимыми. Не случайно в наш лексикон прочно вошло словосочетание «информационная война»... Идет бескомпромиссная битва за умы и души людей. Мы никак не можем проиграть тем, кто намерен отменить нашу историю и культуру, а заодно само государство и белорусский народ.
В поздравлении работникам сферы информации и связи с профессиональными праздниками — Днем печати и Днем работников радио, телевидения и связи, 5 мая 2022 года.
— Бурное развитие средств связи и коммуникации, электронных СМИ и социальных сетей кардинально изменило жизнь людей на нашей планете. Расширились возможности для экономики и социальной сферы, просто общения, но одновременно мир и сам человек стали более уязвимыми. Не случайно в наш лексикон прочно вошло словосочетание «информационная война»... Идет бескомпромиссная битва за умы и души людей. Мы никак не можем проиграть тем, кто намерен отменить нашу историю и культуру, а заодно само государство и белорусский народ.
В поздравлении работникам сферы информации и связи с профессиональными праздниками — Днем печати и Днем работников радио, телевидения и связи, 5 мая 2022 года.
Карнавал бездумного популизма
Информационные риски признали самыми значимыми 53 процента из 1490 экспертов, которые опрашивались в рамках подготовки аналитического доклада к Всемирному экономическому форуму в Давосе.Хотя эти риски возникли далеко не вчера. Но в первые строчки этот вызов попал в силу предстоящих электоральных кампаний во многих странах, в том числе и в США, в ближайшие два года.
Собственно говоря, в развитых демократиях любые выборы сопровождались разными политическими технологиями, битвой компроматов, использованием не всегда честных инструментов… Информационное пространство тогда начинало изобиловать информацией разной степени чистоты. Другой вопрос, было ее слишком много или в пределах хотя бы условных рамок приличия.
Технологический прорыв в сфере коммуникаций, с одной стороны, сделал информационное поле беспредельно доступным. Как для потребителей информации, так и ее распространителей. Социальные сети и видеохостинги дали всем площадку для вещания. Причем, по сути, бесконтрольную и относительно анонимную. Конечно, специалисты могут вычислить «говоруна». По цифровому следу нынче научились находить авторов. Но рядовой потребитель информации далеко не всегда может понять, кто с ним говорит. И можно ли ему доверять.
Еще в 2010‑х годах на различных международных площадках обсуждалась проблема нарастания информационного хаоса, который грозил развалом традиционных политических и государственных систем. Причем в развитых странах.
Коммуникации стали настолько доступны и просты в управлении, что с их помощью продвигаться смогли несистемные политики. А проще говоря — популисты. И яркий приход в правящую элиту как неистовых зеленых, так и различных политических деятелей, взгляды которых определяются приставкой «ультра», был вполне очевиден чуть ли не десять лет назад.
Разрушительная конкуренция
Конечно, радикальные течения, движения, политические воззрения существовали в любом обществе всегда. Другой вопрос, сколько адептов эти идеи могли завербовать. В кризисные периоды популистские концепции традиционно пользуются популярностью. А мир в большей своей части находится в перманентном стрессе уже несколько лет. Экономические и социальные диспропорции накапливались со времен всемирного финансового кризиса и уже стали закипать горючей жидкостью народных волнений в Европе к концу прошлого десятилетия.Свою лепту внесли ковид, энергетический кризис, издержки, связанные с нарастающим геополитическим противостоянием. Впрочем, за все, как оказалось, платят простые граждане. То есть тот самый электорат, о котором якобы пекутся западные политики.Например, исходя из доклада международной благотворительной и гуманитарной организации Oxfam, пять миллиардеров в ЕС с 2020 года удвоили свое состояние, а 99 процентов населения Евросоюза значительно потеряли в доходах. Взрывоопасный социальный коктейль, который рискует вспыхнуть при соответствующем информационном фитиле. А потому популисты не сидят сложа руки. И уже всерьез теснят «классических» политиков и их партии на выборах, обещая разрубить одним волевым движением все проблемы современности: бедность, экологические неурядицы и разные другие. Иногда возложив всю ответственность на «козлов отпущения». Тех же мигрантов, против которых подогревается общественное мнение по многим каналам коммуникации.
Некоторые предлагают более радикальные и вроде бы правильные меры: например, обложить сверхбогатых людей дополнительным налогом. Другой вопрос, что фискальное изъятие все сложности не разрешит. Нужно ведь не просто изымать лишние средства у богатых, но и обеспечивать выпуск товаров и услуг, которые востребованы у среднего класса и небогатых европейцев. В противном случае ничего, кроме инфляции, не получится. Впрочем, эти мелочи стараются не затрагивать. Политика нынче делается не на позитивных коннотациях, а на разных фобиях: национальных, религиозных, имущественных…
Ужас миллиардеров
Но настоящей головной болью для традиционного истеблишмента стали нейронные сети и искусственный интеллект. В том числе пресловутый ChatGPT. Сложно сказать, насколько ИИ способен захватить мир, подняв восстание машин, но на массовое сознание и интеллект эта технология может действовать весьма разрушительно.Конечно, интернет с каждым годом своего развития все больше страдал в лучшем случае недостоверностью информации, а то и откровенными фейками. Но если раньше кампания по массовому введению в заблуждение являлась задачей решаемой, но требующей целой команды специалистов и, соответственно, финансовых ресурсов, то искусственный интеллект позволил поставить подделки на промышленное производство. Причем с высокой степенью достоверности генерировать ложные голосовые и визуальные материалы. Не отличишь от настоящих.
А ведь еще недавно, каких‑нибудь 10 — 15 лет назад, такие спецэффекты были доступны только голливудским студиям с миллионными бюджетами. Сегодня же фактически любой школьник способен быстро и качественно создать свою реальность и растиражировать ее через социальные сети и другие коммуникационные инструменты.
Дезинформация стала символом нашего века, а также новым шагом в информационной и психологической войне. Но если некогда такие атаки было под силу проводить только мощным структурам, чаще всего государственным, то сегодня фейковые налеты стали доступным оружием. И против кого оно будет направлено — одному богу известно.В любом случае ложная неконтролируемая информация способна и порождает неадекватные реакции в обществе. И если когда‑то протест против тузов на Уолл‑стрит в США являлся банальной уличной акцией, то дезинформационная кампания вполне способна ударить и по биржевым котировкам. Паника нынче создается очень просто.
Видимо, недаром в прошлом году стремительным развитием ИИ озаботились руководители и владельцы около тысячи IT‑компаний в США во главе с Илоном Маском. Уж кто‑кто, а он прекрасно понимает, какую угрозу может нести манипуляция общественным мнением. В том числе и устоявшимся финансовым статус‑кво. Сам миллиардер свой аккаунт в социальных сетях и провокационные посты неоднократно использовал для влияния на фондовый рынок. А сегодня для этого уже необязательно быть Маском…
Вирус дезориентации
В относительно далеком 1938 году десятки тысяч американцев бросились эвакуироваться из‑за… нападения инопланетян. Так по радио передали. Потом выяснилось: сообщение об атаке являлось ложным. На самом деле в эфире передавали радиопостановку по роману Герберта Уэллса «Война миров».Пожалуй, один из самых ярких примеров в истории человеческой цивилизации, когда дезинформация (по своей сути) вызвала столь мощную панику. И сделало это аналоговое (как сегодня сказали бы) радио. А сколько возможностей у современных «вирусных» распространителей информации. В том числе и ложной.Приходится наблюдать, как за счет массированных ложных вбросов формируется не только общественное мнение, но и уличная активность. Причем во всех странах. И развитые государства уже впереди планеты всей. Дезинформация формирует ложное общественное мнение, а оно, в свою очередь, так или иначе формирует уже действительность, не соответствующую реальности. Дезинформация способствует массовым проявлениям агрессии, в том числе в отношении людей другой национальности. По сути, в пучину самого разнообразного национализма погружается Западная Европа. И толпа постепенно становится значимым и чуть ли не превалирующим инструментом в европейской политике.
Стало уже почти стандартом выводить на улицу людей (прежде всего молодежь) по разным поводам: экологическим, миграционным, из‑за повышения цен на какие‑то отдельные товары… Анализ общей экономической ситуации и причин ее плачевного состояния если и проводится, то скорее в экспертных кулуарах, и эти дискуссии до широких масс если и доходят, то уже не обладают влиянием.
Миром постепенно начинает править дезинформация, а не факты и даже не их интерпретация. Ею уже балуются даже уважаемые еще в недавнем прошлом издания. Иначе они рискуют выпасть из информационного пространства.Фейки — первая фаза хаоса. Именно поэтому очень важно удерживать чистоту информационного пространства. И нащупывать грань между свободой слова и ответственностью за эти слова. Немаловажным фактором является и принципиальная позиция истеблишмента, нацеленная на откровенность и честность.
Конечно, современное информационное пространство — трансграничное. Не исключено просачивание разных ложных сообщений из‑за внешнего контура. Но наличие собственной добросовестной национальной информационной и коммуникационной системы является, пожалуй, самым эффективным инструментом противодействия.
В целом белорусская политика в сфере массовой информации и коммуникации еще недавно казалась некоторым несколько консервативной и даже устаревшей. А сегодня? Традиционные СМИ составляют скелет добросовестного информационного пространства, о которое разбивается шквал ложных посылов.