Кто нам расскажет о белорусском роке?
— А если мы возродим «Музыкальную газету», будешь там работать? — спросил у меня недавно Паша Юрцевич, владелец звукозаписывающей студии «Осмос». — Естественно, на пару с Климовым.
От неожиданности я поперхнулась:
— Паша, объясни, каким образом ты собираешься это сделать?
— Возьмем нужную сумму денег, вложим, куда надо, — и готово. Ты мне скажи лучше, почему ее закрыли? Она что, не раскупалась?
— Наоборот. За ней приходилось даже гоняться. Тираж в последнее время совсем мизерный был — что–то около 4.000 экземпляров, буквально по одной–две штуки на киоск «Белсоюзпечати». Не успел купить номер в день выхода или хотя бы на следующий — считай, только у друзей и достанешь почитать. Но... Паша, это ведь немалые деньги понадобятся.
— А вот это уже не твоя печаль!
...Эх, «Музыкальная газета». Целая эпоха. Пусть и небольшая — всего чуть больше десяти лет. Зато за эти годы «МГ» пережила не одну трансформацию и внешнюю, и содержательную. Сперва газета была цветная и толстая. Тогда там старались писать обо всем и обо всех из мира рок–музыки: от Джеймса Хэтфилда до Лявона Вольского. Потом издание постепенно «сдулось» и перешло на формат исключительно белорусского рока, а для всех остальных был любезно создан журнал «НОТ7».
Несмотря на то, что вид у «МГ» был уже не столь внушительный (постоянные читатели даже окрестили ее «Музыкальным листком»), аудитория газеты только расширялась. Люди продолжали охотиться за свежими номерами. Многие фанатично собирали подшивки. Скажите, многие ли из нас так преданно коллекционируют хотя бы одну газету? Вряд ли. Купив в киоске свежий выпуск, мы пробегаем его глазами в течение дня. А потом с чистой совестью отправляем в утиль. А вот на «МГ» у меня рука бы не поднялась. Почему? Сама не знаю.
...Сидели мы как–то в гостях у гитариста группы IQ48 Жени Бузовского. Компания, естественно, собралась музыкальная или около того: вокалистка, двое басистов, концертный директор, звукорежиссер... Разговаривали о том о сем. Тут Женя спрашивает:
— Оль, так что там с «Музыкалкой» слышно? Есть надежда? Или уже вообще без шансов?
— Милый мой, не сыпь мне соль на рану, — вздохнув, ответила я.
— Дело ясное, что дело темное, — невесело сказал Женя и распахнул один из шкафов. — Тогда смотри сюда.
Открыв рот, я уставилась на стопки газет. Сначала яркие, радужные с почти округлыми сгибами они постепенно тощали, приобретая сдержанный черно–белый фон. Это была «Музыкальная газета» — мой мир, в котором я просуществовала четыре года и приобрела много бесценного опыта.
— Все здесь: от первого до последнего номера, — гордо сказал Женя Бузовский. — Я даже когда на эту квартиру от родителей переезжал, не смог оставить там подшивку...
...«МГ» перестала существовать в январе 2008 года. И как–то так вышло, что нет у нас больше ни одного средства массовой информации, сосредоточенного именно на белорусском роке.
Есть, правда, несколько интернет–сайтов: «Тузiн гiтоў», «Хлам.By», «Эксперты»... Я, конечно, понимаю, что «всемирная паутина» — сегодня явление массовое, а компьютер многим людям заменил газету, радио, телевидение, книгу. Но для меня интернет — вещь сугубо виртуальная. Несмотря на его оперативность и содержательность, не получается у меня воспринимать факты как реальность. Может, я в этом вопросе излишне консервативна.
Вчера стояла около киоска «Белсоюзпечать» и как–то обреченно рассматривала ассортимент печатной прессы. Вот справа блестит своим глянцем российский Rolling Stone. А в левом углу на полке притаился тот самый «НОТ7» вместе со своим «братом по цеху» «JazzКвадратом». Пишут про музыку — факт налицо. Но про чужую.
Белорусский рок канул в какую–то безвестность. Первый музыкальный очень неохотно берет клипы для эфира. Неформат, говорят. Сначала мы все расстраивались. Потом злились и требовали объяснить нам — недалеким рок–музыкантам, — что ж за зверь такой этот формат и как под него подогнать свое видео. С радиостанциями ситуация абсолютно такая же.
Сейчас мы успокоились и наслаждаемся тем, что имеем: программой «Продвижение» (за нее особое спасибо Оксане Вечер), эфирами «Авторадио» (эти люди вообще взяли белорусский рок себе за концепцию) и редкими трансляциями клипов на телеканале «Лад». А «Музыкальной газеты» больше нет.
Знаете, в таком положении как–то перестаешь удивляться вопросам: «А Partyzone еще живы?» или «Разве Tarpach не распались?» Мы и сами видим имена своих рок–коллег в основном на афишах. А коль концерты у нас — нечастый праздник, то сами представляете, как мы проинформированы о судьбе друг друга. Чего ж тогда хотеть от потенциальной публики, понятно, что расширять свою аудиторию в условиях информационного голода очень непросто.
Пока писала эту статью, я долго думала, звонить Олегу Климову (бессменному шеф–редактору почившей «МГ») или нет. Ему явно есть что сказать и что прокомментировать... Поразмышляв, решила: не буду. Ну не люблю я наступать на больную мозоль. Если получится возродить «Музыкалку» — хорошо. А так еще вдруг обнадежу зря... В любом случае «Музыкальной газеты» нам очень не хватает.