Россия предоставит Беларуси государственный финансовый кредит в сумме около 105 млрд российских рублей. Соответствующее соглашение подписано в ноябре прошлого года. На уровне правительств двух стран уточнены перечни перспективных импортозамещающих инвестиционных проектов. Среди наиболее крупных и значимых — в том числе проекты холдинга «АМКОДОР». Гендиректор ОАО «АМКОДОР» — управляющая компания холдинга» Андрей Яроцкий рассказал о том, как идет их реализация.
В линейке лесных машин компании — более 20 моделей и модификаций.
Манипуляторы из Дзержинска
Холдинг сейчас реализует три масштабных импортозамещающих проекта. Первый — создание производства манипуляторов на базе завода в Дзержинске. Этот наукоемкий инновационный продукт прежде не производился ни в России, ни в Беларуси, говорит Андрей Яроцкий:— Раньше рабочее оборудование закупалось в Финляндии. Сейчас делаем сами. Мы спроектировали и поставили в производство целую линейку манипуляторов — девять моделей. Самые востребованные уже выпускаем мелкосерийно на опытном заводе в Минске, остальные — на стадии испытаний. За 2022-й мы изготовили 76 манипуляторов, которые прежде в Беларуси никогда не производились. Буквально за год нам удалось шагнуть от проектирования к мелкой серии.
Главная задача на ближайшую перспективу — масштабировать данный проект. На заводе в Дзержинске на 70 процентов завершены строительно-монтажные работы. Полным ходом реконструируется главный производственный корпус. Завершается монтаж покрасочного оборудования и его пусконаладка. Продолжается также монтаж дробеструйной камеры, в которой поверхность изделий готовится к покраске. По сути, создается технологическая цепочка, чтобы максимально экономически эффективно производить манипуляторы.
Без рабочих органов само по себе шасси никому не нужно, объясняет важность наработки собственных компетенций гендиректор:
— В мире компаний, которые производили бы и рабочие органы, и систему управления, и элементы трансмиссии, и гидросистему, и электросистему, и саму машину, не существует. Это делает нас уникальным игроком рынка. При этом мы входим в мировой топ-3 производителей с самой широкой номенклатурой выпускаемой техники для лесопромышленного комплекса, а глубина локализации позволит вырваться в лидеры и в объемах производства, ведь под нашим контролем будет полностью и себестоимость, и качество, и сроки изготовления машин.
На днях прошли переговоры с Банком развития о выделении финансовых ресурсов в рамках российского кредитования. Речь о 612 млн российских рублей. В планах в течение года на эти средства дооснастить завод в Дзержинске достаточным технологическим оборудованием, чтобы запустить серийное производство манипуляторов для лесозаготовительной техники. На прошлой неделе предприятие объявило процедуру закупки на второй расточной станок стоимостью 2 млн рублей. Его поставят в 2024-м. Станок позволит выйти на проектные мощности — более 600 единиц в год. Архитектура производства довольно гибкая. При необходимости его можно адаптировать под изготовление стрел для телескопических погрузчиков.
— Намерены увеличить линейку манипуляторами для сортиментовозов, — говорит о планах собеседник. — Это техника для вывоза леса с подготовленных делянок к местам хранения. Это не наши машины, но мы знаем, что их производители тоже нуждаются в манипуляторах, которые раньше закупались за рубежом. И мы готовы эту нишу закрыть отечественным продуктом.
Слесарь Сергей Мул за работой.
До 450 машин в Логойске
Второй проект — увеличение производственных мощностей по созданию машин лесопромышленного комплекса в Логойске. Там уже начались строительно-монтажные работы — заливка новых полов, замена окон, радикальная перестройка внутрицехового пространства… Пока реконструкция ведется за счет собственных средств и средств инновационного фонда Минского облисполкома. Кредитные ресурсы России позволят ускорить реализацию проекта.Собственная компонентная база выводит производство лесозаготовительной техники на принципиально иной уровень, считает Андрей Яроцкий:
— Это и сервис, и запасные части… Лесозаготовительная техника работает в сверхтяжелых условиях, что влечет большой износ сопрягаемых деталей. Для замены нужны запасные части. Сопровождение жизненного цикла изделия — отдельный вид бизнеса. У нас есть собственная товаропроводящая сеть, бригады по гарантийному и сервисному обслуживанию. Это дополнительный доход, который реинвестируется в производство.
Комплексная модернизация идет практически на всех заводах холдинга.
В линейке лесных машин компании — более 20 моделей и модификаций. Форвардеры, харвестеры, трелевочные машины, измельчители, мульчеры, погрузчики... В Логойске будут выпускаться лесозаготовительные машины легкого и среднего класса — для рубок ухода и основных рубок с колесной формулой 6 х 6. Оптимальная техника для белорусских лесов! Лесозаготовительные машины тяжелого и сверхтяжелого класса с колесной формулой 8 х 8 для работы в том числе в сибирских лесах будут производиться на дочернем заводе «Амкодор-Онего» в российском Петрозаводске.
Западные компании ушли, и сегодня рынок для отечественных производителей открыт. «АМКОДОР» готов воспользоваться этим моментом, чтобы увеличить объемы производства и тем самым повысить наш технологический суверенитет, подчеркнул гендиректор:
— Сейчас мы можем выпускать в Логойске около 200–220 машин в год. После реконструкции завода сможем удвоить мощности и производить до 450 машин. Это усредненные цифры. Все зависит от структуры заказа, от номенклатуры востребованных на рынке моделей лесозаготовительной техники. Если спросом станет пользоваться, например, небольшая техника, то эти цифры могут вырасти, если больший спрос будет на крупные машины — сконцентрируемся на них.
Слесари механосборочных работ Артем Панасенко и Евгений Пупко обсуждают рабочие вопросы.
Уникальные технологии в Минске
Третий проект — самый наукоемкий — создание в Минске дополнительных мощностей по производству ведущих управляемых и неуправляемых мостов, тандемных мостов и гидромеханических передач. Его реализация позволит закрыть все существующие и перспективные потребности нашей техники в элементах трансмиссии, рассказывает руководитель:— Мы сохранили эти компетенции и значительно их развили. Те продукты, которые создали, пусть и мелкосерийно, уже ставятся на наши машины. Наряду с немцами и американцами мы стали третьей компанией в мире, которая освоила выпуск тандемных шестеренчатых мостов. Сегодня потребность нашего холдинга в данной продукции покрывается имеющимися мощностями на 50 процентов, только мы готовы потребить своими же производствами в два раза больше. Но в целом мощности проекта будут рассчитаны на то, чтобы как минимум 30 процентов поставлять еще и на экспорт.
Стоимость проекта — 49 млн долларов. Для его реализации потребуется не менее двух лет. Предприятие уже закупило семь единиц высокопроизводительного оборудования только в прошлом году. Активно вкладываются ресурсы в испытательное оборудование, чтобы комплектующие можно было обкатать перед поставкой заказчику.
Данный проект планируется воплотить как можно скорее, потому что основными поставщиками такой продукции являлись западные компании, а без производства элементов трансмиссий невозможно делать машины.
За 2022-й «АМКОДОР» произвел около 150 машин и машинокомплектов для лесозаготовительной техники. Однако емкость белорусского рынка машин для лесопромышленного комплекса составляет около 200 единиц в год, не считая небольшой техники для рубок ухода, подсчитал Андрей Яроцкий:
— В феврале мы презентовали первые отечественные образцы машин для рубок ухода. Это новая для нас ниша. Сейчас они проходят испытания в белорусских лесхозах. Эта техника максимально изготовлена из собственной компонентной базы, единственная сложность — харвестерная головка. Мы ее осваиваем. Инвестиционный фонд Мингорисполкома поддержал реализацию данного проекта и выделил необходимые ресурсы на создание линейки харвестерных головок на базе нашего экспериментального завода в Минске.
Первые два образца изготовлены. Всего в линейке ОАО «АМКОДОР» будет пять вариаций харвестерных головок, чтобы обеспечить производство харвестеров полнокомплектно на собственных предприятиях.
Сегодня на предприятиях ОАО «АМКОДОР» выпускается 26,7 тысячи наименований продукции, из которых — 145 модели и модификации специальных машинКомплексная модернизация идет практически на всех заводах холдинга. Обновление основных фондов и расширение производственных мощностей позволит достигнуть практически стопроцентной локализации производства машин лесопромышленного комплекса в рамках Союзного государства, резюмировал Андрей Яроцкий:
— Все три проекта крайне необходимы. Планируем в ближайшие два-три года полностью импортозаместить то, что раньше покупали в недружественных странах. Уже сейчас процент локализации ключевых моделей техники в рамках Союзного государства составляет 95–98 процентов. Причем около 80 процентов комплектующих, в том числе трансмиссии, рамные конструкции, рабочие органы, кабины, аккумуляторные батареи, гидравлические элементы и элементы системы управления машины, производятся на собственных предприятиях холдинга.
gorbatenko@sb.by