Когда-то подобрать на поле боя оружие поверженного противника было совершенно нормальным. Сломался свой меч — поднимай чужой и дерись дальше. У информационной войны своя специфика, и сегодняшний материал — об уникальном случае, который произошел с телеграм-каналом «Советская Белоруссия». Это история о необычных методах борьбы с противником, игре на стороне государства, а также чувстве юмора и злости, которые помогают в работе.
Юмористы и не только
Основной ударной силой в событиях прошлого года выступили телеграм-каналы, именно через них осуществлялось воздействие на наших граждан, и, надо признать, удар был очень силен. Но постепенно мы научились эти удары отражать, натиск сдержали, а потом и в наступление перешли. Появилась целая сеть каналов, созданных как ведомствами, так и просто неравнодушными гражданами. Администраторы деструктивных сообществ все чаще начали появляться в видеороликах на фоне государственного флага, произнося полные раскаяния речи, оправдываясь тем, что попали под нехорошее влияние. А сами каналы после такого обычно меняли символику и падали в безвестность, потому как все подписчики оттуда уходили. Говорить о трофеях в таком противостоянии обычно не приходится, но есть одно исключение…Телеграм-канал «Советская Белоруссия» появился осенью 2019 года и занимался тем, что создавал пародийные новости, мимикрируя под настоящую «СБ. Беларусь сегодня». Доставалось там всем: и организациям, и отдельным персонам. По-настоящему канал раскрылся в конце прошлого лета на фоне массовых беспорядков: авторы постоянно выдавали фейковые новости, которые отдельные читатели с не самым критичным мышлением иногда принимали за настоящие. «Советская Белоруссия» стала юмористическим оплотом невероятных и серьезным раздражителем для тех, кто поддерживает государство. Но все хорошее и нехорошее когда-нибудь заканчивается. В конце апреля этого года автор канала был задержан бойцами ГУБОПиК за распространение нацистской символики.
Обычно после задержания администратора канал исчезает, но «Советская Белоруссия» продолжила свою работу, правда, идеологически развернулась на 180 градусов и начала громить бывших приверженцев. Она стала единственным трофеем в информационной войне, который удалось взять на вооружение и весьма эффективно использовать. Случай совершенно уникальный и оттого весьма любопытный.
Уж не буду говорить, чего это стоило, просто представлю вашему вниманию ответы на несколько вопросов от человека, ведущего сейчас этот канал.
Параллельные новости
— Расскажите, как вы стали администратором «Советской Белоруссии»? Как вообще родилась идея использовать трофейный канал?— Администратором я стал, можно сказать, случайно. За каналом следил достаточно давно, успел неплохо его изучить. Когда узнал, что человек, ведущий новостную ленту, задержан, а новости продолжили выходить, все сразу понял... И мне очень захотелось предложить собственную шутку (про роторную жатку). Я немного воспользовался служебным положением, и так получилось, что вместо одной шутки продолжил вести этот канал.
Не могу не добавить: мне доставляет невероятное удовольствие бить врага его же оружием.— Я и сам читаю «Советскую Белоруссию» и не мог не заметить, что подача несколько изменилась. С чем это связано?
— Поскольку я действую в интересах государства, я не могу допустить, чтобы мои новости принимали за настоящие. Я почти не использую реальные названия и аббревиатуры. Собственно, по этой причине я ввел в новостную повестку выдуманные министерства и ведомства, даже с собственными правилами правописания: все слова в названиях я пишу с заглавной буквы. Есть, к примеру, Министерство Правды, Департамент Исполнения Казней, Управление Идеологических Диверсий, Министерство по Делам Нелегитимных Земель, Министерство Ментального Здоровья, Священная Инквизиция… А если что-то еще понадобится, всегда можно добавить.
И естественно, я выбираю те нарративы, которые больше всего будут раздражать противников. Например, у меня очень много отсылок к игровой вселенной Warhammer 40К, и инквизиция именно оттуда, а не классическая. Это связанно с тем, что среди известных в узких кругах активистов было очень много поклонников этой вселенной, и в первую очередь это привет им.
— Но вы ведь достаточно часто упоминаете реальных людей — не только противников, но и союзников. По вашему мнению, как люди относятся к этому?
— Да, предпочтение во многом отдаю тем, кого канал раньше критиковал. Но если кого-то упоминаю, значит, я абсолютно уверен, что человека это не заденет, а скорее порадует. Мало того, я стараюсь, помимо упоминаний, давать ссылки на их ресурсы, если таковые имеются. Когда у меня есть хоть малейшее сомнение, что человек позитивно оценит свое появление на канале, я просто не делаю новость с ним. Тем более я вижу, как кто относится к публикациям, репосты — лучший показатель. Вы ведь тоже последнюю новость про себя отрепостили.
— И вы все делаете в одиночку?
— Не совсем. Мне иногда помогают с фактурой, с какими-то темами. Что-то попадает в повестку, потому что какие-то вопросы надо подсветить с юмором. Что-то идет вместе с общей информационной повесткой. А иногда надо сказать что-то, что никто другой сказать просто не может, но может сделать репост нужной информации.
Понимаете, нельзя самостоятельно играть за государство, ты в любом случае должен синхронизировать свои действия с системой, иначе получится такой же бардак, как и в оппозиции. В данном случае степень свободы очень велика, но не абсолютна.
Злость на пользу
— А как ко всем этим метаморфозам отнеслись подписчики?— На момент задержания администратора аудитория канала составляла около 30 тысяч человек. Как только стало понятно, что сообщество продолжит работать, оппонентами был создан точно такой канал для продолжения деятельности. Аудитория разделилась на три примерно равные части: около 10 тысяч подписчиков просто ушли, 9,5 тысячи остались на старом канале и 11 тысяч подписались на новый. Лично я считаю результат более чем приемлемым, учитывая, что изначально аудитория канала состояла сплошь из невероятных.
Часть читателей оставалась злорадствовать и ругаться в комментариях, но они постепенно уходили. Причем самые большие оттоки приходились на триггерные события вроде закрытия TUT.BY или интервью Протасевича. Что еще немаловажно: несмотря на постепенный отток старых подписчиков, на канал стали подписываться читатели, поддерживающие государство, которые уже начали серьезно противопоставлять себя в комментариях старой аудитории.
— Вы иногда шутите очень зло, не думали быть как-то добрее к поверженным противникам?
— Это потому, что я злой. И нет, не думал. Нас никто не жалел, ломали изо всех сил, просто не смогли сломать. Лично я не готов что-то прощать и забывать, слишком сильно стране досталось из-за этих деятелей. И теперь тот факт, что они проиграли, точно не может служить неким прикрытием или защитой. Но это все просто эмоции, реальность чуть сложнее. Война ведь еще не закончилась. Если пользоваться аллегориями, то мы пока только отстояли столицу, враг сломлен, но он никуда не делся. Нам еще предстоит гнать вражеские армии до наших границ, преследовать противника на его землях, дойти до вражеского логова и придушить там гадину.
Информационная война принципиально от классической не сильно отличается, и вся деятельность «Советской Белоруссии» — это в первую очередь элемент информационного противостояния, пусть и через гротескный юмор. Все, что там появляется, не издевательство над отдельными персонажами, а информационные удары, несущие определенные посылы. А о том, что это все может задеть некую личность с тонкой душевной организацией, я переживаю не больше, чем пилот бомбардировщика — о возможной гибели бабочки в результате бомбардировки.
— А как появляются все эти новости, каким образом вы выбираете поводы для постов?
— Это вообще вторично. Сначала всегда идет посыл, который я хочу донести. Именно то, что должно остаться в подсознании у прочитавшего новость. Осознание неотвратимости наказания, понимание всей подлости и лживости лидеров оппозиции, мысли о том, что предателей ждет нелегкая судьба. Или, напротив, хочется подчеркнуть успехи государства на некоем поприще, поддержать кого-то в его деятельности, акцентировать внимание на новых правоприменительных механизмах.
А уже после того как я решаю, какой посыл надо заложить в новость, начинается поиск подходящего события и облачение его в шутку. Иногда за основу беру реальную ситуацию, иногда просто придумываю, тут исключительно от настроения зависит, но стараюсь делать максимально разнопланово. Бывает, засовываю в новости пасхалки и очень радуюсь, когда подписчики их обнаруживают и пишут об этом в комментариях. Приятно, что тебя читают умные и образованные люди.
— В комментариях вашу деятельность многие критикуют. Как вы к этому относитесь?
— Положительно отношусь, это показатель качества моей работы. Особенно интересно было в самом начале, когда не все комментаторы еще знали, что произошло с каналом, и хвалили меня за тонкий юмор и хорошие шутки, а чуть позже, узнав правду, начинали резко критиковать. Но в целом чем сильнее невероятные бесятся, тем больше я удовлетворен сделанным. Опять же, некая односторонняя обратная связь с оппозиционной аудиторией у меня есть, я знаю, что они между собой говорят и как относятся к моей деятельности.
Информационный ущерб «Советская Белоруссия» им наносит очень ощутимый, и обсуждают они это горячо. Естественно, с этими знаниями открытая критика серьезно не воспринимается. Есть еще существенный момент: многие из пишущих в чате канала, видимо, не совсем понимают, что интернет давно не анонимен, не знают, как у нас работают спецслужбы и чем некоторые высказывания могут обернуться. Такие комментарии я тоже читаю с удовольствием. Нравится людям самим себе яму копать — так почему бы не понаблюдать за процессом?
— Скажите, а как можно предложить свою шутку или попроситься в герои публикации?
— Да очень просто: напишите в комментариях или чате канала. Если мне предложение покажется интересным, с удовольствием использую. Отвечать я по понятным причинам не могу, но все сообщения читаю.
Музей и его экспонаты
— А случай с «Советской Белоруссией» так и останется уникальным или подобная практика может получить распространение?— Конечно, может. Еще раз повторю: на нас напали, идет совершенно полноценная информационная война, в покое нас не оставят. Сейчас давление перейдет на внешние рубежи, но в том, что оно не ослабнет, можете не сомневаться. На войне хороши все средства, нам приходится приспосабливаться к новым условиям на ходу. Согласитесь, еще год назад такая ситуация, как с этим каналом, была бы попросту невозможна. Не мы так подняли планку, но мы вынуждены принять условия противника. Нельзя победить, оставаясь в белых перчатках, приходится искать новые решения. Я не вижу ничего зазорного в том, чтобы использовать трофейные инструменты и методы. И поэтому не исключаю вероятности распространения подобной практики.
— Почему вы не удалили сообщения предыдущих владельцев?
— Сохранил для истории, ведь «Советская Белоруссия» сама по себе является одновременно и трофеем, и первым живым музеем информационной войны. По сути, это действующий экспонат со своей историей. Любой желающий может посмотреть, как освещались события прошлого года и как события освещаются теперь. Нам еще только предстоит разобрать всю эту историю на параграфы в учебниках, а тут и наглядное пособие уже имеется.
— Каким вы видите будущее канала?
— Знаете, я и сам над этим думал, ведь в паблик уже вложено очень много сил.
Лично мне хотелось бы, чтобы он со временем стал официальным юмористическим филиалом настоящей «СБ. Беларусь сегодня». Мне кажется, что политическая сатира в ближайшем будущем станет весьма популярным жанром, а тут и платформа, и концепция есть. Тем более люди уже устают от всех этих противоборств и информационным баталиям начинают предпочитать развлекательные. Да и с учетом истории создания канала это было бы очень красивым финалом.ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Ведущий телеграм-канала «Советская Белоруссия»:
— Хочу напомнить читателям, что все гораздо серьезнее, чем кажется со стороны. Идет схватка за восприятие людьми реальности, за трактовку одних и тех же событий. Но если государство стремится защитить своих граждан от деструктивного влияния, то противник делает все, чтобы подбить людей на эмоциональные действия без критической оценки происходящего. И тут не важно, что именно вы сделаете и какие это будет иметь для вас последствия. Главное — создать недовольного, которого потом можно будет использовать.
Все построено очень просто: они будут давить на эмоции, чтобы вы сделали хоть что-то в интересах невероятных, вышли сфотографироваться с их символикой, оставили свои данные в одной из их инициатив, стали участником экстремистского чата. Они прекрасно понимают, что все закончится в лучшем случае сутками или же реальным сроком. Ваша жизнь будет сломана, вы не сможете устроиться на хорошую работу, получить кредит… Зато станете просто идеальным объектом для управления. Вас будут убеждать, что во всех ваших бедах виновато государство, а не вы сами, хотя решение вы принимали самостоятельно. Таких примеров можно привести даже не десятки, а уже сотни.
Поймите, ваше благополучие, ваше будущее абсолютно ничего не значат для людей, целенаправленно толкающих вас на противозаконные действия. Вы им безразличны, да и находятся они в подавляющем большинстве за границей. Все, что им от вас надо, — это возможность выстрелить вами в нашу государственность. Только вам не говорят, что после выстрела пуля обычно разрушается. Пули — они на самом деле одноразовые.
Старайтесь адекватно воспринимать происходящие события и, перед тем как пойти на какие-то действия, оцените возможные последствия. Это все не шутки, жертвы в информационной войне бывают совершенно реальные. Просто думайте, что делаете. Ну и подписывайтесь на канал t.me/sovbelorussia.
Рисунки Олега КАРПОВИЧА