Правда, по информации Мин-юста, с которого начинается регистрация юрлиц, уже около 5 тысяч ИП согласовали наименования будущих унитарных предприятий. То есть подготовили документы и ждут. Однако, даже если принять во внимание активизацию предпринимателей в последние недели, 5 тысяч из 200 тысяч составляет всего 2,5 процента. Что же остальные? По мнению, заместителя министра экономики Беларуси Андрея Тура, плохую службу сослужила дезинформация.
— Время от времени в СМИ появлялась информация о том, что сроки указов № 760 или № 302 (в первом речь идет о наемных работниках, во втором — об упрощенном переходе ИП в ЧУП) будут перенесены или даже о том, что эти документы будут отменены. Подчеркиваю официальную позицию: никаких переносов не будет. Пора бизнесу развиваться по цивилизованному пути, укрупняться и вылезать из коротких и маленьких штанишек. Речь идет не об уничтожении ИП (как класса), а об объективном процессе обобществления и укрупнения капитала.
Больше всего Минэкономики тревожат вот какие цифры. Сегодня в Беларуси свыше 200 тысяч ИП и 37 тысяч юридических лиц. Но первые в общей структуре налоговых поступлений дают всего 2 процента, а вторые — 10,5 процента. Более того, отдача на одного работающего ИП (или его наемного работника) в сфере торговли составляет 17,8 млн рублей, а на работника малого предприятия — 102,9 млн рублей (почти в шесть раз больше). Получается, что ИП для государства представляют неэффективную схему работы. С другой стороны, ИП наверняка эффективны для себя (иначе не работали бы). Никто не питает иллюзий в том числе и в Минэкономики, по поводу низкой эффективности ИП — многие из них предоставляют данные о ежемесячном доходе в 200 долларов, но при этом категорически отказываются менять работу...
— У нас нет границы с Россией, и известно, что оттуда везут товары, которые не оформляются по всем правилам, серые схемы процветают, — говорит Андрей Тур. — В таких условиях государство заинтересовано в создании юридических лиц со всей процедурой оформления документов.
Что касается населения, то оно попало в непростую ситуацию, выбирая, на чью сторону стать в конфликте. С одной стороны, бюджетные деньги расходуются на наши же нужды. Кроме того, согласитесь, приятнее покупать что-то в магазине, чем на рынке, — гарантии, чеки, права и т.д. С другой стороны, все идут на рынок, потому что там дешевле. С созданием же юридического лица вырастет административная и налоговая нагрузка, и товар у ставших ЧУПами ИП станет дороже.
Сейчас прорабатываются дополнительные возможности для безболезненной трансформации ИП в ЧУП. В частности, новые предприятия смогут перейти на упрощенную систему налогообложения, с количеством работающих до 15 человек и применяющие упрощенную систему в налогообложении — не вести бухучета, а также зарегистрироваться по месту жительства руководителя.
Рано или поздно конкуренция и спрос все расставят по местам. ИП же не сами по себе родились — их популярность в том, что они предлагают востребованные людьми услуги по приемлемой цене. В Минэкономики уверены, что время такой формы, как индивидуальный предприниматель, ушло. В Минске, например, доля ИП и так будет урезана торговыми сетями, гипермаркетами. Вместе с тем остаются вопросы: как изменится ситуация с теми же вещевыми рынками в райцентрах, где не строят гипермаркетов? И что будет с 45 тысячами предпринимателей, которые пока не определились, что делать дальше?
Штанишки не жмут?
Минэкономики поторопило ИП переходить в ЧУП. Что будет с ценами?Затянувшийся диалог между индивидуальными предпринимателями и государственными ведомствами, похоже, подходит к кульминации. Напомним, что до 10 ноября ИП должны решить, как работать в дальнейшем: государство предлагает им перерегистрироваться в частные унитарные предприятия (простейшая форма юридического лица) или сохранить статус ИП (но с 1 января 2008 года индивидуальные предприниматели смогут использовать наемный труд только членов своей семьи и близких родственников). Предприниматели, в свою очередь, не торопятся — из более чем 200 тысяч ИП ЧУПами стали... 169.