Четырехкратной олимпийской чемпионке Елене Беловой исполнилось 70 лет

Шпаги звон и звон бокалов

Елена Белова держит себя в потрясающей форме. У нее фланирующая молодая походка и по–прежнему много дел, она нарасхват. А в сентябре свободного времени станет еще меньше: Елена Дмитриевна снова приступит к преподаванию, записав себе в трудовой стаж очередной год на кафедре педагогики в нашем спортивном альма–матер — БГУФК.


Звания и регалии Елены Беловой устанешь перечислять: четырехкратная чемпионка и двукратный призер Олимпийских игр, восьмикратная чемпионка мира, одиннадцатикратная победительница Кубка Европы, единственная женщина, имеющая звание «Почетный гражданин Минска». Как–то бывший президент МОК Жак Рогге сказал ей: «У вас больше золотых олимпийских медалей, чем завоевала вся Бельгия!» — и это уже стало притчей. Белова — не только белорусский спортивный бренд, но и общемировой. Сегодня у Елены Дмитриевны юбилей, с которым редакция нашей газеты ее искренне поздравляет, желая бодрости духа и крепкого здоровья.

Впрочем, с бодростью у нашей легенды все в порядке, ветераном она себя никак не чувствует и заряжает своей позитивной энергетикой всех окружающих. Много шутит, смеется и просто радуется жизни.

— Александр Медведь — уникальный спортсмен и человек. Саша — большой оптимист. Буквально вчера мы с ним виделись, оказались вместе на одном праздничном мероприятии. Я шутила, что это мой личный водитель. Вы знаете, Саше 80 лет в сентябре исполнится, а он до сих пор сам водит! Более того, на дороге чувствует себя почти так же уверенно, как когда–то на ковре. Легкий, воздушный, как пушинка. Так изящно впорхнул на водительское сиденье, что я не удержалась: «Саша, тебе года — не беда, ты все такой же молодой!» Он улыбнулся: «Леночка, все так, но только ты предпочитаешь не замечать два больших пакета в наших руках: и у тебя, и у меня там полно лекарств...»

— Ну, Елена Дмитриевна, все те же слова я могу сказать и в ваш адрес: вы тоже никогда не унываете, выглядите прекрасно и походка у вас летящая. Скажите, откуда пошла путаница с местом вашего рождения? Популярная нынче Википедия указывает на город Советская Гавань, а в других источниках я читал, что вы появились на свет в Находке? Оба города хоть и находятся в Приморском крае, однако же расстояние между ними очень приличное — почти полторы тысячи километров.

— Правильный ответ — Находка. Только тогда это был еще не город, как сейчас, а маленький порт, бухта. Регистрационного пункта не было, и родители зафиксировали мое рождение в Советской Гавани. Впрочем, ни о том, ни о другом местечке я вам ничего не смогу рассказать. В моей памяти об этом ничего не осталось, так как наша семья уехала оттуда, когда я была еще очень маленькой. Могу судить лишь по рассказам матери. Она говорила, что я любила есть китовое мясо и что места там удивительные. И кругом ужи. Их было так много, что жители наливали им в блюдце молоко, как котам, и эти змейки лакали его. А рядом с ними пристраивалась маленькая девочка — это была я. Вот такая дружба.

— Вы советский человек?

— Трудно сказать, все–таки много лет прошло, как той страны не стало. Отголоски, конечно, есть. И память осталась, не стерлась, я же не манкурт какой–нибудь. Да, были трудности, были идеологические моменты, своя специфика, но очень много приятных воспоминаний. Среди них не только спорт, но и общественная работа, и съезды комсомола, на которые я ездила в качестве члена президиума, и с Леонидом Брежневым приходилось обедать, со знаменитым космонавтом Владимиром Шаталовым знакомство водить...

— У вас очень нетипичная для спортсмена карьера. Вы были великой спортсменкой, но, завершив выступления, не стали тренером. Да и вообще к фехтованию, по большому счету, не имели никакого отношения. Зато окончили Высшую партийную школу, стали профессором, 16 лет заведовали кафедрой психологии и педагогики, в сумме более трех десятков лет работаете в БГУФК...

— Со студентами у меня очень много забавных историй связано. Вот, к примеру, одна из них. Год, по–моему, 1985–й шел, пригласили меня в государственную экзаменационную комиссию. Зашел разговор о Кубе. Студент отвечает, и я, пытаясь ему немного помочь, решила задать простейший, на мой взгляд, вопрос: кто такой Фидель Кастро? Парень вдруг стушевался, глаза забегали. Видимо, какой–то подвох почувствовал. Долго и подозрительно смотрел на меня, а потом вдруг выдал: великий фехтовальщик! Вся комиссия просто сползла под стол от смеха.

— Имеет, значит, под собой основание сложившийся стереотип, что спортсмены, как правило, не очень интеллектуально развитые люди?

— Я бы так не сказала. Кто хочет иметь высокий уровень знаний, тот его имеет и в учебе не ленится. Виктория Азаренко, например, учила предметы очень добросовестно. И должна сказать, что поблажек со стороны преподавателей к ней, как это ни странно, не было. Казалось, могли бы на что–то закрыть глаза, проявить снисхождение, но, наоборот, некоторые пытались придраться, задеть... В личном развитии умственных способностей все от человека зависит, и не важно, спортсмен он или нет. Помню, пришли ко мне сдавать зачет ребята, представляющие один из очень популярных игровых видов спорта. Расселись с разных сторон стола. Говорят: «Елена Дмитриевна, у нас завершился сезон. Вот мы — стали чемпионами. А они — серебряные призеры. А теперь нам хотелось бы быстренько сдать зачет и уйти». Я отвечаю: «Отлично, молодцы какие! И спорту время уделяете, и учебе — все бы так! Ну–с, покажите ваши конспекты, расскажите, какими книжками пользовались при подготовке...» Они опешили: «Вы не поняли, — говорят. — Мы — чемпионы. Вот там — серебряные призеры. А это — наши зачетки. У нас двухразовые тренировки, сборы, игры... Эх, если бы вы имели хоть какое–то отношение к спорту, вы бы нас поняли...»

— О!

1968 г. Мексика. Слева направо: Елена Белова, Юрий Смоляков и Герман Бокун

— В это время зашла одна наша эмоциональная преподавательница, которая, услышав диалог, сразу перешла в наступление: «Быстро встали и шагом марш на первый этаж! Там галерея олимпийских чемпионов, ознакомьтесь с ней, а потом — за учебники. И впредь будьте умнее!» Недели через три ребята вновь пришли: притихшие, с извинениями...

— Вы ведь, помимо того что имеете шесть олимпийских медалей на четырех Олимпиадах, успели еще в разгар карьеры и кандидатскую диссертацию защитить. Да не где–нибудь, а в знаменитом Ленинградском институте им. Лесгафта!

— Темой я себе взяла историографическое исследование спорта с психолого–педагогическим уклоном. Мне это было интересно. К тому же я всегда задумывалась о том, чем буду заниматься после окончания карьеры. Вы спрашиваете, как я все успевала? Нет ничего невозможного, если умеешь себя правильно организовать. А как все успевал Герман Бокун? И меня тренировать, и быть заместителем министра спорта, решая кучу проблем. График такой: рано утром зарядка, с 8 до 9 — первая тренировка. Потом я в библиотеку, он — в министерство. Вторая тренировка — к 11.00. Третья — в 17.00. Вот так и крутились. Должна сказать, что Герман и Лариса Бокуны — выдающиеся люди и педагоги. Их заслуги в белорусском спорте трудно переоценить.

— Скажите, студенты со временем сильно изменились? Время ведь меняет людей и поколения.

— Да, меняет. В 1990–е, например, у студентов были одни взгляды и подходы к жизни, сейчас — другие. В чем разница? Ценностные ориентации сильно изменились, мировоззрение.

— Сейчас хотят всего и сразу?

— Практицизм действительно нынче занимает в умах одно из передовых мест. Ребята готовятся к жизни с более жестких, чем раньше, позиций, у молодежи стало гораздо меньше романтизма в настроениях. Но при этом я должна сказать, что у нас огромнейшее количество талантливых детей. И это не только спорта касается, а буквально всех отраслей и направлений. Белорусы — одаренная нация.

— А какую истину прежде всего вы пытаетесь вложить на своей кафедре в неокрепшие студенческие умы?

— В первую очередь понимание того, что без знаний ничего не бывает. Тем более в наше время. Знаете, как Эйнштейн говорил: «Бесконечны две вещи: космос и человеческая глупость. Причем неизвестно, точно ли первое утверждение».


С мужем.
— Вас не расстраивает, что популярность фехтования в Беларуси утеряна?

— Это закономерно: когда нет результатов, то нет и популярности. Сборная России на Олимпиаде в Рио–де–Жанейро выступила блестяще, и теперь у них от желающих заниматься фехтованием нет отбоя. Радуются, говорят, что снова настали времена, когда идет в секции не набор, а отбор. А у нас лучшие тренеры уезжают работать за рубеж, а уровень мастерства остальных оставляет желать много лучшего. Это не только фехтования касается, а всего белорусского спорта. У меня есть работа «Педагогическое мастерство учителя физической культуры и тренера». И там указаны уровни, которые уже давным–давно известны: репродуктивный, адаптивный, локально–моделирующий знания, системно–моделирующий личность. Так вот, большинство наших наставников работают на самом первом, слабом уровне: как сам знаю, так и показываю. Не читают литературу, не изучают предмет, не стремятся, не совершенствуются. Знаете, как говорят: порожняк гоним, а денежка идет. Обидно. И ведь огромные средства сегодня на спорт выделяются, такие условия созданы для тренировок и восстановления, которые нам и не снились!

— А вы сами, кстати, давно брали в руки рапиру?

— Если только серебряную, когда передавала ее в музей НОК. Нужно вспоминать... Дело в 1990–х годах было. Ездила я в Бельгию руководителем делегации вместе с детьми из неблагополучных районов Чернобыля. В одном из городков там проводился турнир по фехтованию. Микст, и женщины, и мужчины могли участвовать. И что вы думаете? Мне было 45 лет, в 33 я закончила, то есть 12 лет без спорта. Провела пару тренировок и выиграла! В финале победила двухметрового рапириста — чемпиона Бельгии! Дня три, конечно, у меня болела каждая мышца, но было приятно.

— У вас ведь есть домик под Глуском.

— Это малая родина моего супруга Валерия Иванова.

— Знаменитого композитора!

— Народного артиста и автора олимпийского гимна. Владимир Рыженков, наш первый глава Национального олимпийского комитета, пришел, помню, и говорит: «Валера, выручай. У нас один из самых молодых НОК, нет гимна». И Валера написал.

— Вы любите бывать на природе?

— Там удивительные места! Можно отключиться от всего мира и просто наслаждаться тишиной. Никакая Швейцария не нужна. Я Париж и Турин как свои пять пальцев знаю, но, будучи городским жителем, не могла себе даже представить, что наша страна так красива! А Валера открыл для меня этот прекрасный мир. Он очень любит природу. Мы с ним в 4 — 5 утра выходим, чтобы услышать, как поет тетерев, насладиться шумом дубрав. Валера рыбу ловит, а я смотрю, как туман над речкой поднимается. Это неописуемо!

— Напоследок позвольте философский вопрос. Что быстрее: время или укол рапирой в исполнении четырехкратной олимпийской чемпионки Елены Беловой?

— Укол Елены Беловой — это уже анахронизм. А время бежит... Но я не грущу и остаюсь оптимистом, который радуется каждому мгновению. А иначе зачем жить?

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter