Образование определяет развитие нации. И на этом пути у нас уже многое сделано

Школа Президента

Накануне Дня учителя, одного из самых любимых праздников в нашей стране, традиционно принято обсуждать состояние системы образования. В нынешнем году, когда мы отмечаем 30‑летие института президентства, самое время сделать обзор того пути, который прошла белорусская школа (в самом широком понимании этого слова) за годы суверенного развития. Тем более что в данной сфере хорошо отражается состояние всего общества.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Учитель должен быть больше чем святым человеком в школе! Поэтому надо сделать максимум в этом плане. И прежде всего вы должны это сделать, вы (учителя. — Прим. ред.) должны этого захотеть, а мы (власть. — Прим. ред.) должны оказать всяческую поддержку. Учитель — это человек Президента. Поэтому 50 процентов вашей нагрузки — это моя нагрузка. Все, что касается темы неблагополучных семей, условий жизни социально уязвимых детей, профилактической и организационной работы, — бросить учителя один на один с этими вопросами мы никому не позволим.

Во время участия в Республиканском педагогическом совете, 27 августа 2024 года.

Выверенные решения

Сказать, что к середине 1990‑х годов отечественное образование находилось в состоянии кризиса, означает ничего не сказать. Это был настоящий обвал. Резко упал престиж профессии как школьного учителя, так и преподавателя вуза. Иностранное влияние на формирование учебных программ приобрело характер угрозы национальной безопасности. Там уже обосновались «специалисты» небезызвестного Джорджа Сороса с его концепциями глобалистской унификации. Бал правили радикальные националисты. Процветала коррупция.

Перечисленное — далеко не все симптомы того болезненного состояния, в котором находилась сфера образования. Избранному в 1994 году Президентом Александру Лукашенко приходилось во многом отстраивать заново некогда величественное здание, каким было советское образование. Одним из первых шагов стало наведение порядка в системе управления. Государство вернуло себе позицию главного законодателя и регулятора здесь. Из страны был изгнан Сорос с его конторами. Знаковым явлением стала подготовка новых учебников по истории, без бчб-флага на обложке.
Александр Лукашенко изначально определил принцип государственной образовательной политики: никаких бездумных реформ, нам не нужно копирование зарубежного опыта. Исходить необходимо из интересов государства, учеников, студентов, их родителей и преподавателей. Потому такими частыми стали встречи Президента в различных учебных заведениях, от обычных сельских школ до ведущих университетов.
Одним из крупных достижений белорусской модели стало сближение уровня преподавания сельских и городских школ. При этом отечественная сфера образования открыта для инноваций, внедрения нового опыта. Стоит упомянуть хотя бы о переходе на десятибалльную систему оценки знаний учащихся. Сколько в свое время было сломано копий вокруг этой темы. Теперь же она прижилась и воспринимается вполне естественно.

Тест на справедливость

Одним из крупнейших достижений последних десятилетий стало наведение порядка в высшей школе, особенно в проведении приемных кампаний. Поступление в вузы взято под жесткий контроль государства. И здесь стоит напомнить о еще одном решении, вызывавшем бурные споры, — централизованном тестировании. 
Это произошло в 2004 году, ровно 20 лет назад. С тех пор в организацию ЦТ вносились определенные изменения, но все же сама эта мера стала одной из ключевых в обеспечении честности и прозрачности в организации поступления в вузы, искоренении коррупции и злоупотреблений.

В связи с этим стоит упомянуть еще одну меру, принятую по инициативе Главы государства. Речь об обеспечении первым рабочим местом выпускников вузов. Какой только критике не подвергалось наше распределение! А жизнь подтвердила правильность этого решения. Оно позволяет избежать молодежной безработицы, которая стала бичом для многих стран, профессионально сориентировать студентов, укоренить их в избранной сфере деятельности.

На первом месте — человек

В любом деле для Президента нет мелочей — он вникает в каждую деталь, от которой зависит конечный успех. И сфера образования здесь не исключение. Атмосфера в учительских коллективах, состояние материально-технической базы, внедрение новых технологий и многое другое неоднократно становилось предметом президентского внимания. На недавнем Республиканском педагогическом совете (еще одна белорусская традиция) Александр Лукашенко так сформулировал свой основополагающий принцип: «Образование — фундаментальная сфера нашей жизни, которая пронизывает абсолютно все отрасли и определяет, если хотите, развитие всей нации. И люди, работающие в этой сфере, должны быть безупречны». Согласитесь, под этими словами подпишется каждый ответственный гражданин.

Взвешенные, порой жесткие, но справедливые подходы в деле организации государственной политики в сфере образования дают свои результаты. Наш опыт перенимается и в других странах, порой даже тех, где белорусские новшества поначалу воспринимались критически. А практика доказала правоту белорусов.
И в наших достижениях велика роль именно Президента. Не только как политик, государственный деятель, но и как преподаватель по образованию, прирожденный лектор, отец, дедушка он близко к сердцу принимает все проблемы сферы образования. Хорошо знает их, видит пути решения.
Несмотря на большой массив весьма актуальных вопросов технического или методического характера, наш Президент на первое место ставит человека. Отсюда и ключевое требование сегодняшнего момента: сделать так, чтобы школа стала настоящим храмом.

О классных учебниках

Пристальное внимание Президент уделяет учебникам. Могу сказать по собственному опыту, что Глава государства, давая оценку тому или иному учебному пособию, предельно требователен. Ведь от качественного, талантливо написанного учебника во многом зависит уровень получаемого образования. Люди спустя десятилетия вспоминают советские учебники, настолько высококлассно там удавалось соединить последние достижения науки и методику преподавания той или иной дисциплины.

Когда система работает на отлично

Важнейшим достижением Беларуси является сохранение профессионально-технического и среднего специального образования. Без этого нам бы не удалось добиться успехов в промышленности и других отраслях экономики. Причем система выстроена так, что она быстро реагирует на изменения на рынке труда. Кстати, схожая схема работает и в высшей школе. Такая оперативность достигается за счет взаимосвязи организаций — заказчиков кадров с самими учреждениями образования. 

Вадим ГИГИН, депутат Палаты представителей, кандидат исторических наук.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter