Детская литература должна быть доброй
К детям он выходит в цилиндре и с часами с репетиром: писатель должен своих маленьких читателей с ходу заинтересовывать и интриговать, а иначе как отвлечь подрастающее поколение от гаджетов и заронить интерес к книге? Сергей Климкович — лауреат Национальной премии по литературе, его детские книжки добрые, немного наивные и написаны традиционным языком о традиционных ценностях. Во всяком случае, ребенку их можно давать без опаски.
Образ чудака-писателя, немного волшебника, немного добродушного сумасброда, удается ему превосходно.
— У меня всегда с собой целая пачка загадок для детей, вот она, в кармане, — говорит Сергей Климкович. — Такая разминка для мозга! Я на встречах рассказываю не только о себе, но и об истории книгопечатания, о создании бумаги: все эти вещи детям на самом деле интересны, и все они есть и в моих книгах. В одной из них, например, школьники попадают в прошлое, во времена Франциска Скорины. Бывает, и фокусы показываю, так что цилиндр у меня далеко не просто аксессуар, я его использую по назначению, как волшебную шляпу. Надо всегда работать на то, чтобы расшевелить либо сонную, либо скучающую детскую аудиторию. Однажды меня приглашали к старшеклассникам, с ними сложнее — у них уже другие интересы. Однако у них вызвало любопытство профессиональное закулисье писательской и издательской деятельности, первый вопрос — как стать Джоан Роулинг и заработать миллионы.
И сказки, и детские детективы, и добрая фантастика — у Сергея Климковича вышло уже несколько книжных серий, можно выбрать, что больше нравится.
Дружба, взаимовыручка, честность — именно этим вещам учат детей добрые книжки Сергея Климковича.
— Просто в каждом случае надо четко понимать, для кого ты пишешь, для какого возраста — среднего или старшего школьного. В зависимости от этого выбираешь тональность, язык, сюжеты… Для меня ориентирами являются лучшие образцы советской и зарубежной детской литературы. Те вещи, на которых я воспитывался сам. Мои любимые авторы — Николай Носов, Владислав Крапивин, Сергей Михалков, который хорошо понимал детскую душу… Я ведь примерно до 6-го класса очень не любил читать. Но подружился с работником библиотеки Верой Ивановной в нашей деревне Большая Ухолода, стал забегать в этот домик, который располагался как раз на полпути от школы до дома, — и начал читать запоем.
Пользуясь случаем, выясняю у писателя подробности его профессионального дебюта: оказывается, презентовать свои произведения читателям начинающий творец Сережа Климкович попробовал еще во втором классе!
— Сочинил маленькую сказку и набрался смелости: сшил куклу-рукавичку, пошел в наш сельский детский сад — и меня, что интересно, приняли воспитатели, усадили детей, и я им, спрятавшись за стул, разыгрывал придуманные сценки! — смеется писатель. — Сочинял все детство, записывать стал в подростковом возрасте. Естественно, не хватало опыта и знаний, поэтому профессионально работать я начал уже взрослым, впоследствии окончил Литературный институт им. М. Горького в Москве. Самый первый мой рассказ появился в «Чырвонай змене» в 1997 году. Писал сначала детективы, а к детской аудитории обратился в 2014 году. У меня тогда был сложный период, я искал новые способы самореализации и свой путь. Мой издатель подсказал, что ниша для детей старшего и среднего школьного возраста современными писателями сейчас совершенно не заполнена. Для малышей море книжек, раскрасок, все, что угодно! А тем, кто постарше, остаются либо переводная литература, либо советская детская классика. И я решил эту нишу заполнять. Первая серия книг начиналась практически из ничего: у меня не было ни плана, ни каких-либо набросков, ни понимания, чем закончится история…
У Сергея Климковича вышло уже несколько книжных серий с добрыми сказками — «Тайна квартиры № 8» (ее в 2016 году отметили Национальной премией по литературе), «Охота на микрисов», «Загадка Черных Часовщиков». Самые первые книжки уже и не достать, разве что отыскать в библиотеках, — в магазинах их раскупили вчистую! Есть у автора и любимые волшебные персонажи — маленькие Книжники, хранители словесной премудрости, которые живут в книгах: собственно, на одного из них похож и сам писатель.
— Детская литература — вообще сложный жанр, сложнее, чем взрослая, — считает Сергей Климкович. — Автору необходимо перестроить свое мышление — переключиться со своих проблем и мыслей, войти в резонанс с детством, с какими-то своими воспоминаниями. Помню, я ходил в первый класс сельской школы (жил у бабушки с дедушкой под Борисовом) за два километра через поля. Иду — и сам себе рассказываю какие-то истории, читаю стихи, песни пою, изображаю советское радио: придумал себе виртуальную, как бы сейчас сказали, радиопередачу. Так вот, писателю нужно уловить эту ритмику детства, вспомнить все самое прекрасное и удивительное, что было в жизни. Все это концентрируется в новых сюжетах, в новых героях.
Писателю важно разговаривать с детьми, убежден Сергей Климкович, еще и поэтому он с радостью откликается на просьбы о встречах, приглашения в школы, библиотеки. Не забывает спрашивать у ребят, какие истории и о чем им бы хотелось прочесть. Обещает в самое ближайшее время выход новинки — книги, написанной именно по заказу юных читателей, по их просьбам. К слову, любой ребенок в любой стране, где читают книги Сергея Климковича, может получить от него бумажное письмо, написанное от руки: для этого автор специально организовал акцию «Письмо от писателя». Говорит, родители и бабушки-дедушки часто обращаются с такой просьбой.
Сегодняшние бурные события в общественной жизни затронули и некоторых детских авторов. У Сергея Климковича есть свое мнение по этому поводу:
— Не думаю, что среди детей можно вести какую-то агитацию. Дети — это вообще святые люди, их не надо трогать, втаскивать в какие-то разборки — ни в семейные, ни в религиозные, ни в политические. Ребенку все это не нужно — ему нужно только счастливое детство! Солнце, классики, прыгалки, мячики, куклы, машинки — все, что угодно, только не эти взрослые тяжеловесные проблемы.
ovsepyan@sb.by
Детский писатель Сергей Климкович: детям нужны игры и счастье, а не политика
Шел по городу писатель
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ