В октябре исполняется 95 лет со дня рождения актера и режиссера Ролана Быкова

Щедрый талант

Актер и режиссер Ролан Быков фонтанировал идеями, каждую свою роль превращал в настоящий праздник, а в режиссуре шел нестандартным путем. Его фантазия была поистине неистощимой. Он одаривал своим безмерным талантом всех, кого встречал на своем пути. Существовал вне шаблонов и кем-то придуманных правил. 12 октября мы отметим 95-летие со дня рождения народного артиста СССР.

Ни роста, ни дикции 

Ролан Быков родился 12 октября 1929 года в Киеве, а спустя пять лет уже жил с родителями в Москве. Впоследствии отец оставил семью.

Театром Быков увлекся еще в школе, после окончания которой подал документы во ВГИК, ГИТИС и Школу-студию МХАТ. Везде получил отказ из-за маленького роста (158 сантиметров) и плохой дикции. Однако в 1947 году ему посчастливилось поступить в Щукинское училище.

В начале своей актерской карьеры Быков служил в ТЮЗе и Московском драматическом театре. Руководил различными театральными студиями, работал на радио. В конце 1960-х заявил о себе как режиссер Студенческого театра МГУ. Несколько спектаклей поставил в качестве главного режиссера Ленинградского театра имени Ленинского комсомола (сегодня — «Балтийский дом»).

Тонкие штрихи к портретам

В кино Ролан Быков дебютировал в 1954 году, снявшись в фильме Владимира Басова «Школа мужества». Всего на его счету более сотни разноплановых экранных ролей. Он был острохарактерным актером, умел создать запоминающийся типаж буквально несколькими штрихами. Вспомним, например, его скандалиста, мнительного посетителя парка имени Горького из лирической комедии Георгия Данелии «Я шагаю по Москве». К таким же «жемчужинам» отнесем библиотекаря Ивана Ильича из фильма Надежды Кошеверовой «Осторожно, бабушка!», Лукьян Лукьяныча Чебакова из комедии Константина Воинова «Женитьба Бальзаминова» и отца Федора из «12 стульев» Марка Захарова. Не увядают с годами и две работы, воплощенные с режиссером Алексеем Кореневым: мизантроп Петрыкин из «Большой перемены» и логопед, доводивший до слез Евгения Евстигнеева, в фильме «По семейным обстоятельствам».

Вышел из «Шинели»

Где-то на стыке жанров Ролан Антонович создал характеры импульсивного красноармейца Ивана Карякина из военной драмы «Служили два товарища» Евгения Карелова, аккордеониста Лисюткина из мелодрамы «Из жизни отдыхающих», чиновника Ковалева в собственном фильме «Нос» по Николаю Гоголю. И совсем на другом, не комедийном полюсе существуют Башмачкин из экранизации гоголевской же «Шинели», ставшей в 1959 году режиссерским дебютом Алексея Баталова, скоморох из шедевра Андрея Тарковского «Андрей Рублев», Ефим Магазаник из драмы Александра Аскольдова «Комиссар», командир партизанского отряда Иван Локотков из «Проверки на дорогах» Алексея Германа. Большой отклик у зрителей получил профессор Ларсен из мрачной фантастической антиутопии Константина Лопушанского «Письма мертвого человека». Убеждал в своем непоколебимом могуществе Фердыщенко, воплощенный в картине Сергея Овчарова «Оно», основанной на «Истории одного города» Михаила Салтыкова-Щедрина. Поражающая разнообразием амплитуда.

Находки и открытия

Режиссерским кинодебютом Ролана Антоновича стала комедия «Семь нянек», вышедшая на экраны в 1962 году. Трудного подростка Афанасия Полосухина, которого пыталась перевоспитать молодежная бригада часового завода, колоритно сыграл совсем еще юный Семен Морозов.

Также в качестве режиссера Быков снял фильмы «Пропало лето», «Айболит‑66», «Внимание, черепаха!», «Телеграмма», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Нос», «Чучело» и другие. В каждой своей работе он воплощал какой-то новаторский режиссерский ход.

Картина «Айболит-66» стала заметным этапом в развитии комедийно-музыкального кино. В основу эксцентрической комедии с элементами пантомимы был положен сюжет известной сказки Корнея Чуковского, а музыку написал композитор Борис Чайковский. В фильме был использован прием «вариоэкрана»: границы кадра менялись в зависимости от сюжета, съемочная группа иногда попадала в кадр. Необычный прием Быков применил и в киноленте «Автомобиль, скрипка и собака Клякса».

Всегда впереди

Ролан Антонович вел активную общественную жизнь. Много сил отдал развитию кинематографа для детей и юношества. В самые тяжелые годы развала страны и системы советского кинопроката не опускал руки, находил финансирование для проектов, подбадривал коллег, активно выступал в СМИ, чтобы донести свою позицию. С 1986 по 1989 год работал художественным руководителем творческого объединения (мастерской) детских и юношеских фильмов «Юность» при киностудии «Мосфильм». С 1989 по 1992-й был директором Центра кино и телевидения для детей и юношества. После стал создателем Международного фонда развития кино и телевидения для детей и юношества («Фонд Ролана Быкова»).

Активно включился Ролан Антонович и в политическую жизнь, став народным депутатом СССР в 1989 году. Также он написал несколько книг.

Фильм о войне как завещание

Его последняя работа — документальный фильм «Портрет неизвестного солдата» о Великой Отечественной войне, который он не успел закончить. По просьбе Елены Санаевой это сделал режиссер Игорь Калядин.

Ролан Быков ушел на 69-м году жизни 6 октября 1998 года. Церемония прощания с ним состоялась 9 октября 1998 года в Центральном доме кинематографистов. Похоронен он на Новодевичьем кладбище.

Эффект «Чучела»


Драма «Чучело», снятая по одноименной повести Владимира Железникова, с невиданной доселе обнаженностью чувств рассказывала о подростковой жестокости и психологическом поединке нежной утонченной души с грубыми провинциальными нравами. Картина вызвала огромный зрительский резонанс и дискуссии в СМИ. Многие обвиняли Быкова в очернительстве, упаднических настроениях, пессимизме. Для кино 1980-х такой взгляд на подростков был новаторским. Но Ролан Антонович твердо стоял на своем, сняв картину именно такой, какой ее задумал. Запоминающийся дуэт дедушки и внучки создали Юрий Никулин и Кристина Орбакайте. Музыку к картине написала композитор с мировым именем София Губайдулина. В 1986 году фильм был удостоен Государственной премии СССР. Это был «официальный» ответ всем недоброжелателям, которых у режиссера всегда хватало.

Сказки «Беларусьфильма»

«Про Красную Шапочку».

Нельзя не вспомнить о ярких образах, созданных Роланом Быковым на киностудии «Беларусьфильм» в содружестве с режиссером Леонидом Нечаевым. В «Приключениях Буратино» он сыграл кота Базилио в дуэте с супругой Еленой Санаевой в образе лисы Алисы, а в картине «Про Красную Шапочку» — пафосного, но трусливого Охотника. Сколько дерзости, подлинного актерского азарта, вдохновленного музыкой Алексея Рыбникова и раскованной режиссурой Леонида Нечаева, чуткой к талантливым импровизациям, запечатлено в этих блистательных работах!

«Приключения Буратино».

КСТАТИ

Свою знаменитую книгу «Похороните меня за плинтусом» писатель и режиссер Павел Санаев посвятил своему отчиму Ролану Быкову, который всех нас согрел своим теплом, талантом и оптимизмом.

НЕ ПРОПУСТИТЕ

95-летие народного артиста СССР Ролана Быкова не останется незамеченным и в телеэфире. 12 октября на «Беларусь 3» — фильм Леонида Нечаева «Приключения Буратино». Канал «Культура» подготовил программу из цикла «Острова» и фильм «Айболит-66». А «Мир» покажет картину «Внимание, черепаха!» и программу «Любимые актеры 2.0», посвященную лучшим ролям Ролана Антоновича.

pepel@sb.by

tvc.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter