![](https://storage01.sb.by/iblock/ec3/ec3ad486011c2cc2de1d7a9da0a03269/4f80d46783d57b9ad5921c545fef7748.jpg)
Бакинский интеллектуал
Он родился в 1939 году в Баку в семье профессора-искусствоведа. В 1963-м окончил Азербайджанский институт нефти и химии, а затем продолжил учебу в аспирантуре Института кибернетики Академии наук СССР в Москве. Полученные знания позже пригодились ему при написании сценариев производственных драм о нефтяниках Тюмени («Стратегия риска» Александра Прошкина) и строителях газопровода «Дружба» («С любовью пополам» Сергея Микаэляна).Как прозаик Рустам Ибрагимбеков дебютировал в 1962 году, опубликовав в газете «Молодежь Азербайджана» рассказ «Хлеб без варенья». В 1967-м окончил Высшие сценарные курсы (мастерская Сергея Герасимова), а в 1974-м — Высшие режиссерские курсы во ВГИКе.
Его экранным дебютом стал неореалистический фильм «В этом южном городе», снятый в 1969 году Эльдаром Кулиевым на киностудии «Азербайджанфильм». После этого, как говорится, судьба сама его нашла. Сценарий (написанный Андреем Кончаловским и Фридрихом Горенштейном) под названием «Басмачи» не устроил кинематографическое начальство. Переписать его поручили Валентину Ежову, который пригласил в соавторы Ибрагимбекова. В фильме, снятом Владимиром Мотылем, соединились восточный колорит, героический пафос и лукавый мотив русской народной сказки. Популярность картины достигла в буквальном смысле звездных высот: космонавты обязательно смотрят ее перед очередным стартом.
Судьбоносные встречи
Оператором картины Эльдара Кулиева «В этом южном городе» был Расим Оджагов, вскоре переквалифицировавшийся в режиссеры. Ибрагимбеков стал сценаристом его фильмов «День рождения», «Перед закрытой дверью», «Парк», «Другая жизнь», «Семь дней после убийства», «Допрос» (в этом детективе одну из лучших своих ролей сыграл Александр Калягин).![](https://storage01.sb.by/iblock/0a4/0a4a7abb01b2356cf2d7942b450f0559/86935470b86c29856ffaf65c90a6873a.jpg)
Такой же важной фигурой, как Оджагов, в жизни Ибрагимбекова стал Никита Михалков, для него он написал дипломный сценарий «Спокойный день в конце войны». Кроме того, вместе они создали драматургическую основу для картин «Автостоп» и «Урга — территория любви» (велика заслуга в успехе этих кинолент народного артиста Беларуси Владимира Гостюхина, исполнившего в них главные роли), «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник».
Третьим знаковым для Ибрагимбекова режиссером стал мастер тонких притч и иносказаний Роман Балаян, снявший по его сценариям фильмы «Храни меня, мой талисман» и «Филер». В этих картинах совсем по-иному играли признанные звезды Олег Янковский, Александр Збруев, Татьяна Друбич. Позже появились драмы «Ночь светла» и «Райские птицы».
![](https://storage01.sb.by/iblock/857/857c8fc0b4a31c24dd711134f20fc22e/5bfc61f3cf6ada1fefb8cd8f33fdd08e.jpg)
С Сергеем Бодровым-старшим Ибрагимбеков написал сценарии популярных картин «Восток — Запад» и «Кочевник».
Мастер динамики
Как автор Рустам Ибрагимбеков всегда отдавал предпочтение динамичной остросюжетной фабуле, справедливо полагая, что именно в экстремальных обстоятельствах раскрывается характер персонажа. Некоторые режиссеры по-своему переиначивали его сценарии, как это сделал Роман Балаян, работая над фильмом «Храни меня, мой талисман». Изначально по сценарию действие в картине происходило на пароходе, однако режиссер перенес его в музей-заповедник А. С. Пушкина «Болдино». В первоначальной версии дуэль, которую устраивали герои Янковского и Абдулова, заканчивалась реальным убийством, но Балаян решил отказаться от трагического исхода.Театральная стезя
Рустам Ибрагимбеков всегда вел активную общественную жизнь, интересовался политикой, являлся председателем Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, секретарем Союза кинематографистов России, председателем Московского еврейского кинофестиваля, председателем Союза кинематографистов Азербайджана, входил в различные международные кинематографические организации, основал кинокомпанию «Ибрус».![](https://storage01.sb.by/iblock/c35/c35ca74ef805cd0ec81a68aabc6bd61e/891c1895d22c518c1f1fdc9282bf4ff9.jpg)
Он много работал для театра, который искренне любил. Написал пьесы «Женщина за зеленой дверью», «Похожий на льва», «Своей дорогой» «Забытый август», «Прикосновение», «Дом на песке», «Семейный круг», «Ультиматум», «Кабинетная история», «Крыса» и другие.
Последней работой Ибрагимбекова стал спектакль «Утро туманное», поставленный им по собственной пьесе в театре Et Cetera Александра Калягина в 2019 году.
Главный критик — зритель
О своем ремесле автор экранных шедевров говорил так: «Нельзя ориентироваться только на элиту. «Белое солнце пустыни» — хорошая картина, но не шедевр. Она для широкого зрителя. Он ее любил и спас, когда ей присвоили низшую, четвертую, категорию качества. Сценарий подобен морю. Те, кто не умеет плавать, должны иметь возможность поплескаться у берега. Поэтому важен занимательный сюжет. Надо заботиться о самом простом зрителе. Я изощренный профессионал, но очень чистый и наивный зритель. Если у меня не возникает сопереживания с тем, что происходит, значит, все от ума — и мне становится неинтересно. Должны быть и глубинные слои для тех, кто умеет плавать. Умение о сложном рассказать просто, но так, чтобы это не стало примитивным, требует мастерства».![](https://storage01.sb.by/iblock/473/473941a23c3dc582711193c7a3480cbf/114902eed8e4783567e31744ce2465c8.jpg)
Многоголосие культур
Ибрагимбеков виртуозно владел как остросюжетным жанром, так и жанром притчи. Как автор он впитал в себя колорит и специфику великих, но разных культур России и Азербайджана. В интервью «Литературной газете» признавался: «Я азербайджанец со всеми плюсами и минусами. А вот духовно я вырос на русской литературе и культуре. И мое становление как личности связано с русским языком. Через него я получил, как и многие азербайджанцы, доступ к мировой литературе. Я учился на Литературных курсах с такими титанами, как Андрей Битов, и был с ними почти на равных, хотя окончил технический вуз».Эгоизм — причина всех бед
Рустам Ибрагимбеков был мудрым философом. «Причина наших бед — в чудовищном эгоизме, — говорил он. — Хотя сам по себе эгоизм необходим для развития человечества. Однако всему есть предел. Если на скорости разогнать машину и продолжать давить на газ, ее разнесет. Но у людей зачастую нет ощущения предела, и они разрушают и себя, и свои семьи, и все вокруг».
Он скончался 11 марта 2022 года в Москве в возрасте 83 лет и был похоронен на I Аллее почетного захоронения в Баку. А мы снова пересматриваем его фильмы, чтобы найти в них душевное тепло и мудрые советы.
![](https://storage01.sb.by/iblock/f83/f83044c329cf1585a046f6522680b6f8/344e2d3f5a1c2752472afc99bd123a98.jpg)
Рустам Ибрагимбеков работал на стыке культур. Он написал сценарии к более чем 40 фильмам, 15 его пьес поставили свыше 100 театров мира, а десять книг и сборники произведений разошлись огромными тиражами. Многократный лауреат государственных премий СССР, Азербайджана и России, лауреат премий «Оскар» и «Золотой лев», а также других престижных наград.
pepel@sb.by