Вера стала осознанной
— Владыка, мы знакомы еще с тех времен, когда вы были настоятелем Ляденского мужского монастыря. Хорошо помню, с каким вниманием вы относились к каждой просьбе о молитве, находили время напутствовать прихожан, никогда не отказывали в личном разговоре. Сейчас ваша паства — вся Беларусь. Не тоскуете по временам, когда в графике не было так много официальных встреч?— Тоска и уныние — это грех. Они побеждаются молитвой, трудом и упованием на Божию помощь. С одной стороны, раньше действительно было проще: меньше обязанностей и ответственности. Но жизненный путь человека определяет Господь, и мы должны стараться понять Его волю. Когда ищешь то, что угодно Богу, Он восполняет утерянное чем-то иным. Например, чем труднее человеку, тем больше помощи Божией он получает, а вместе с ней — утешение и радость.
— За последние полтора года, чтобы подготовить репортажи в рубрику «Свято место», я объездила около 20 монастырей и храмов. Порой доводилось слышать такое мнение: «В 90‑е Церковь была популярна, а сейчас есть отток верующих». Вы тоже это чувствуете?
— В 90‑е годы все, что связано с Церковью, являлось для многих новым, неизведанным. Люди ощущали потребность в духовной жизни, поэтому наблюдался всплеск интереса. Но в этом движении у каждого человека свой путь. Некоторые обратились к вере, для других это осталось на уровне внешнего интереса. Ведь вера неизменно соединена с необходимостью работать над собой. В храме звучит призыв к покаянию, участию в таинствах, духовному совершенствованию. И не все оказались готовы потрудиться ради своей души.
Минули годы. Православие вошло в нашу жизнь, перестало быть чем-то неведомым.
Если сравнивать с 90‑ми, людей, которые осознанно относятся к вере, стало больше. Хотя в целом в Европе число верующих уменьшается, и к нам эта тенденция тоже приходит. Она не так глубоко выражена, но, так или иначе, это определенный вызов для Церкви, на который мы не можем не ответить.Главное в Церкви всегда остается неизменным — это возвещение Евангелия, призыв к покаянию и милосердию к ближним. Поэтому мы продолжаем искать формы, которые помогут лучше донести до людей эти истины.
Приведу пример. Раньше богослужения передавали по телевидению только на Рождество и Пасху. В минувшем году транслировалось уже восемь богослужений, которые нашли отклик у зрителей. Особенно это важно для тех, кто по состоянию здоровья не может посетить храм. В 2023‑м впервые велись трансляции с сурдопереводом, и мы получили большое количество благодарных отзывов с просьбой сопровождать им и другие духовно-просветительские передачи. Благодаря этому смогли донести важные истины для большого числа людей, ранее лишенных возможности полноценного восприятия богослужения.
— В ответ на такой вопрос можно провести следующую аналогию: зачем мне плыть вместе со всеми на большом корабле, если я сам в собственной лодочке доплыву до цели? Конечно, есть примеры, когда путешественники преодолевали на небольшом судне огромные расстояния, но они единичны. Например, знаменитый путешественник Феодор Конюхов пересек Тихий океан на весельной лодке без заходов в порты, но этому предшествовала очень серьезная подготовка. И для вас не будет секретом, что как раз Конюхов в 2010 году был рукоположен в сан православного священника.
Очевидно, что достойно прожить земную жизнь и обрести жизнь вечную гораздо важнее и сложнее, чем переплыть океан или море. И здесь необходима помощь Церкви, которую называют кораблем спасения. Церковь не сковывает нас, а помогает преодолеть ограниченность, восполняет наши немощные силы.Поэтому так важно посещать храм, где нам подается благодатная сила. Если мы даже ненадолго зайдем в церковь, обязательно почувствуем, как становится светлее на душе. А если осознанно участвовать в богослужении, таинствах, с помощью Божией очищать свои помыслы, то польза для души многократно возрастает. Сегодня многие испытывают тревогу, ощущают высокое внутреннее напряжение, потому что стараются преодолеть невзгоды своими силами. В конце концов человек зачастую приходит в тягостное состояние, чувствуя, что далеко не все ему подвластно. Поэтому нужно стараться решать проблемы через обращение к Богу и знать: если это полезно, Господь поможет.
— Иногда очень трудно принять происходящее с нами и смириться с Божией волей…
— Когда ребенок что-то просит у родителей, они ведь тоже не всегда идут ему навстречу. С годами, взрослея, человек понимает: мама и папа проявили мудрость. Вот и мы настаиваем, стремимся к цели, но Господь порой отводит нас от опасных или ошибочных шагов и дает взамен лучшее. Если напрямую обращаться к Богу, которого не видим, как разобраться в том, что Он отвечает? Этот ответ будет на уровне духовной жизни, не каждый сможет его понять. Священник, хоть он и человек несовершенный, обладает определенными познаниями. Ему от Бога дана благодать, чтобы отвечать людям на волнующие вопросы, совершать таинства. Когда мы болеем, то идем к врачу и ищем возможности лечения. Не доверяете одному медику — найдите другого, но лечиться надо. Точно так же и в отношении священника.
Добрые плоды сотрудничества
— 20 лет с момента подписания соглашения о сотрудничестве — хороший повод подвести итоги. Какими видите их вы?— Этот период был очень плодотворным в развитии отношений Церкви и государства. Для нас важно такое взаимодействие, ведь вместе мы можем больше сказать и сделать. Мы видим, что Церкви идут навстречу и это приносит добрые плоды. Но, думаю, многое впереди. Нынешние времена требуют, чтобы слово духовное не просто звучало громче, а распространялось, охватывая молитвой все сферы человеческой жизни. Ведь каждый нуждается в таком слове вне зависимости от того, осознает он это, принимает своим сердцем или нет. Потому что мы созданы по образу Божиему и имеем не только тело, но душу и дух, который является связующим между человеком и Богом.
Если говорить о конкретных шагах, то за эти годы подписано около 20 соглашений о сотрудничестве в сферах социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и многих других. В период борьбы с пандемией существенно расширилось наше взаимодействие с Минздравом, Минтруда и социальной защиты. Духовенство пастырским окормлением поддерживало больных, их родственников, медиков. Большие усилия мы направляем на расширение сотрудничества с системой образования, сохранение исторической памяти, ее духовной основы.
Особый наш долг — отдать дань памяти предкам. Поэтому на территории мемориального комплекса «Хатынь» началось строительство храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Это значимое событие, оно нужно и живым, и почившим: молитва будет нести радость душам ушедших людей, а ныне живущих настраивать на духовные размышления.В соработничестве нам предстоит сделать еще многое. Православная церковь со вниманием и заинтересованностью откликается на различные инициативы.
— Во всем мире борются за умы и души молодых людей, потому что, как бы эта истина ни была банальна, за ними будущее. Один известный российский священник даже признался, что разрабатывает японские комиксы по сюжету Библии, чтобы привлечь подростков. Правильно ли это?
— Думаю, духовная сфера обязательно должна быть сопряжена с благоговейным чувством, сохранять таинственную глубину, питать душу, тем самым притягивая внимание. В случае с комиксами осталась только одна составляющая — необычность, привлекательность. Но сохранится ли такой образ в сердце человека, сможет ли расположить его к изменению жизни?
То, что воспринимается легко, без отклика в душе, не проникнет глубоко и со временем даже способно формировать поверхностное отношение к вере. А она, наоборот, требует собранности и внимательности.Есть такое мнение: если детская Библия излагает лишь внешние стороны, не затрагивая их духовной сути, пусть и с учетом возрастных особенностей, это даже может принести вред, так как вместо духовного взросления происходит лишь накопление знаний, которые потом придется переосмысливать с большим трудом. Порой пятилетний ребенок задает такие глубокие вопросы, что не каждый взрослый на них правильно ответит. Доступную форму искать нужно, это актуально, но вместе со знаниями должно передаваться и чувство благоговения перед тайнами Божиими.
Не отвергать современность, но помнить о душе
— Как вы относитесь к тому, что некоторые священники ведут соцсети и дают интервью на хайповые темы?— На мой взгляд, вероятность таким образом привести человека в храм невысока. Обратить внимание на то или иное событие, вызвать интерес или ажиотаж — может быть. Но пробудить искреннюю и глубокую веру в Бога — едва ли. Есть темы, которые вызывают в обществе повышенное внимание, и встречается немало желающих снискать себе на них сиюминутную популярность. Этот шанс порой стремятся использовать и отдельные священнослужители, особенно молодые, которые активно ведут социальные сети, желая увеличить число подписчиков. Однако игнорировать новые возможности тоже неправильно. Православная церковь не отвергает достижений научного и технического прогресса, но их использование должно в первую очередь сопровождаться и возрастанием души человеческой. Есть такое выражение: «Господь и намерения целует». То есть все, сделанное с искренним и добрым намерением, всегда будет отмечено Богом и принесет в свое время добрый плод. Молодым же священникам важно прислушиваться к советам более опытных собратьев, помнить, что по каждому их поступку и слову судят о всей Церкви.
— А как иначе привести к вере молодежь? Многие мои друзья удивляются, что я хожу в храм каждое воскресенье. Не понимают зачем.
— И как вы отвечаете?
— Лично мне богослужения дают внутреннюю опору и помогают справиться с тревогой.
— Когда молодые люди встречают в храме сверстников, видят, как меняется их жизнь, то начинают более глубоко интересоваться вопросами веры. Ведь в ней можно найти ответы на главные вопросы жизни. Часто переломным моментом становится рождение детей, когда человек начинает понимать, что отвечает не только за себя. После крещения своих чад многие молодые родители начинают относиться к вере осознанно, чаще посещать храм. Семейная жизнь, как правило, способствует более серьезному отношению к вопросам жизни духовной. Не случайно в христианстве семья называется домашней церковью.
В то же время важно создать такие условия, чтобы молодежь приходила в церковь не только для участия в богослужениях, хотя это главное в духовной жизни, но и могла себя проявить, с пользой провести время, общаясь со сверстниками. Например, летом у нас полно активных мероприятий (походы, сплавы на плотах), работают лагеря, организуются различные семинары, богословские школы. Воцерковленные ребята приглашают своих знакомых, и те с удовольствием подключаются. Часто за этим следует участие в волонтерском движении, в делах милосердия.
Слово пастыря должно нести мир
— Есть ощущение, что турбулентность и напряжение в мире нарастают. Вспоминаются предречения о судном дне — сразу осознаешь, насколько к нему не готов. Как в этом потоке событий позаботиться о своей душе?— Человечество не раз переживало тяжелые кризисы, и зачастую людям казалось, что наступают последние времена. «Но о том дне и часе не знает никто, кроме Отца Небесного», — сказано в Евангелии.
Для каждого христианина нарастание зла в мире — повод заглянуть в свое сердце, оценить свои поступки. Ведь добро и зло не абстрактные понятия: они коренятся в свободной воле человека. Каждый из нас несет ответственность за свои поступки, и от каждого зависит приумножение добра или зла в этом мире.Господь говорит: «Царство Божие внутри вас есть». Но то же самое можно сказать и про суету мира сего. К сожалению, часто суета является состоянием души. При этом мы оправдываем себя: сейчас время особое, раньше не было ни такой скорости жизни, ни такого объема информации. Чтобы достигнуть материальных целей, человек проявляет требовательность к себе, анализирует, строит планы. Но почему-то многие не делают того же и в отношении своей души. А это ведь самое дорогое, что у нас есть. Если человек действительно хочет жить по заповедям, ему ничего не может помешать. Нужно помнить: от дня сегодняшнего, наших поступков зависит наше будущее — и в земной жизни, и в жизни вечной. А шаги навстречу Богу никогда не остаются без ответа.
— Но ведь одни сомневаются, что есть жизнь после смерти. А другие и вовсе верят в теорию переселения душ.
— Смерть — это неестественно. Бог не сотворил смерти, как сказано в Книге Премудрости Соломона. Изначально мы должны были жить вечно, общаться с Богом и духовно возрастать. Однако первые люди нарушили заповедь, согрешили, и это коснулось всех последующих поколений. А чтобы грех не развивался и не усиливался со временем, Бог ограничил срок человеческой жизни. Страх перед смертью приводит к мысли, что есть еще одна жизнь, — я исправлю ошибки позже, а сейчас можно делать что хочется. Истина не всегда приятна, она порой колет, болезненно затрагивает сердце, но она как горькое лекарство или скальпель хирурга — во спасение.
— Беларусь находится в непростой ситуации — между двумя братьями, которые вступили в большой конфликт. Мы молимся, чтобы люди в своих земных делах искали Божией воли и стремились ей следовать. Через священнослужителей Церковь обращается к конкретным людям, каждому «желает спастись и в разум истины прийти».
Нам важно, чтобы наступил мир. Ведь от того, что братья ссорятся, они не перестают быть близкими друг другу. В силу духовного и кровного родства, в силу общности святых мы должны стремиться к скорейшему примирению и просить, чтобы Господь управил все так, как лучше. Поэтому и в проповеди священник должен нести слова утешения и примирения, но ни в коем случае не усугублять разделение.— Неосторожность пастыря порой приводит к личной драме. Люди верят ему, как самому Богу, меняют свою позицию, ссорятся с родственниками…
— Сегодня пастырь особенно должен помнить об ответственности за свои слова и поступки, где бы они ни были сказаны — в храме, аудитории или социальных сетях. Все в любом случае воспринимается как слова служителя Церкви. И если они невзвешенны, необдуманны, то приносят вред не только ему и слушателям, но и всей Церкви. Такой священнослужитель, зачастую не имея ни достаточного духовного и жизненного опыта, ни необходимых познаний, становится похожим на ложных учителей, которые призывали еврейский народ следовать за собой, что в конце концов привело к катастрофе и разрушению Иерусалима. Есть определенные канонические требования, которым должен следовать каждый священнослужитель. Важнейший церковный документ «Основы социальной концепции Русской православной церкви», обобщая эти нормы, прямо запрещает определенные формы политической активности: политическую борьбу, предвыборную агитацию, кампании в поддержку тех или иных политических партий и так далее. Следует призывать верующих оставлять все свои земные пристрастия и взгляды за дверьми храма, чтобы черпать благодатные силы на Божественной литургии, в соборной церковной молитве и в братском общении.
— Мы вступили в новый, 2023 год. Отвечая на вопрос, каким он будет, Президент сказал: «Самым счастливым, самым удачным. Не переживайте, будет нормально». А каким он видится вам, Владыка?
— Видя то, что происходит рядом с нашей страной, в мире, становится понятно: Господь призывает нас к сосредоточенной христианской жизни. И мы должны услышать этот призыв. Если будем молиться, искать волю Божию и исполнять заповеди, Господь нам поможет. Нельзя опускать руки или, напротив, оправдывать себя тем, что не можем влиять на большую политику.
От духовно-нравственных усилий каждого зависит не только его будущее и личное спасение, но будущее страны и, по большому счету, мира.Сегодня очень важно то, что мы называем малыми делами. Из этих малых, но постоянных добрых дел и созидается то, что привлекает милость Божию на семейную, общественную и личную жизнь. «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя» — эти слова преподобного Серафима Саровского в том числе говорят и о необходимости повседневного исполнения заповедей Христовых.
Желаю всем жителям нашей родной Беларуси, чтобы мы проводили этот год, осознавая: многое зависит и от наших усилий, направленных на добрые дела. Господь взирает и на сердца, и на поступки, и на помыслы наши. Все имеет значение. Будем помнить, что Бог всегда рядом с нами, всегда готов помочь, благословить и только от нас зависит, примем ли мы эту помощь и позволим ли благодати действовать в нас. Доброго всем здравия, помощи Божией в трудах, и пусть сердце каждого из нас будет открытым добру и людям, с которыми мы встречаемся на своем пути.
«Не нужно слепо копировать чужой опыт»
Последние дни тиражируется новость о двух 15‑летних девочках, которые напротив храма подожгли икону Богородицы. Но больше всего смакуется другое — якобы Владыка Вениамин лично попросил возбудить против подростков уголовное дело. Мы не могли пройти мимо этого информационного вброса, поэтому уже после интервью попросили митрополита рассказать, как все было на самом деле.— К сожалению, такие действия возле Свято-Духова собора в Минске действительно имели место со стороны двух девушек-подростков, это очень огорчает, — комментирует он. — И не только сам по себе кощунственный в глазах верующего поступок. Когда человек совершает подобное, он не может никак навредить Богу или Божией Матери. Даже когда распинали Христа, Он молился за своих мучителей. Безусловно, вызывает тревогу состояние души девочек, образ их мыслей. Любой грех вредит тому, кто его совершает, но грех против святыни — особенно, поскольку человек сознательно вычеркивает Бога из своей жизни. Опыт показывает, что ни к чему хорошему это не приводит.
Конечно, мы не настаивали на возбуждении уголовного дела. Более того, ходатайствовали, чтобы девочек не привлекали к уголовной ответственности. Ведь любой взрослый скажет, что это не осознанная позиция. Естественно, нельзя такие поступки игнорировать и делать вид, что ничего не произошло, но есть разные методы. Мы беседовали и с родителями подростков, и с девочками.Главные наши цели — осознание ими своего поступка и исправление. Может быть, наше внимание, доброжелательное отношение и молитва помогут им найти верную дорогу.
С одной стороны, убежден Владыка, у нас очень хорошая молодежь, и этот поступок скорее исключение, чем правило:
— Согласитесь, определенные тенденции, распространяемые в мире, влияют на молодежь гораздо сильнее, чем на старшее поколение. Мне кажется, оно более критично подходит к информации, которую получает извне. Молодым сложнее: они часто копируют модели поведения, которые видят в социальных сетях. И не задумываются, плохо это или хорошо. Главное — произвести впечатление и вызвать реакцию. Наверное, этим отчасти объясняется и данный поступок. С другой стороны, очень долго на наше общество влияли ценности, которые некоторые авторы называют вульгарным либерализмом, когда понятие святыни просто выносится за скобки. Согласно этим взглядам есть только человеческая личность и ее неограниченная свобода. Все остальное — пережитки традиционного мышления. Отсюда и кощунственные карикатуры, и сожжение Корана, и запрет на публичную демонстрацию религиозных символов. Все это явления одного порядка.
По мнению митрополита, не бывает абстрактной свободы — человеческая свобода всегда реализуется в обществе, и свобода одной личности всегда соотносится с другой:
— Если мои поступки оскорбляют или приносят боль другому человеку, следовательно, они ограничивают его свободу. Это глубокие вопросы, которые современный либерализм предпочитает не замечать, хотя их игнорирование ведет к крайне серьезным духовно-нравственным, социальным и правовым последствиям и проблемам. Возникает странная ситуация: публичное оскорбление святынь не считается преступлением, а демонстрация религиозных символов подпадает под запрет.На самом деле это противоречие искусственное, оно разрешается очень просто. Нельзя оскорблять другого человека, даже если ты не разделяешь его взглядов. Несогласие православного верующего в чем-то, например, с мусульманами или иудеями не повод выражать неуважение к их вере. Это очевидно для большинства наших граждан, и данную позицию необходимо доносить до молодежи. Не нужно слепо копировать чужой опыт.
glushko@sb.by