История о том, как Голливуд для нас стал главным и лучшим

Сезон охоты на «Оскара»

О чем снимают лучшее кино в мире?
Какой образ возникает у вас в голове при слове «Оскар»? Ну, если не брать в расчет скандал–требование о том, что киноакадемиков теперь будут набирать «с учетом пола, расы, этноса и ориентации». То есть что ты значишь и понимаешь в кино, уже не так важно. А важно будет, попадешь ли ты в мужскую/женскую квоту, белую/черную (потом и еще цветов добавится, думаю), кто ты по национальности (пятую графу вдруг вспомнил)... По–моему, мир сошел с ума, но это их премия, пусть что хотят, то и делают. Или нет?

Ведь, наверное, у вас, как и у меня, первая реакция на слово «Оскар» — «лучший фильм в мире». Между тем миллиард с четвертью жителей Индии не согласился бы с нами. А миллиард с четвертью — это, на минуточку, больше, чем население США, всей Европы (и Западной, и Восточной) и России в придачу, вместе взятых. То есть «Оскар», если говорить строго — это «лучший фильм Голливуда» и, безусловно, тех, кому Голливуд себя «втюхал» в качестве главного и лучшего производителя фильмов.

«Да разве это не так?» — спросите вы. Могу только повторить про миллиард с четвертью индийцев (индусов) — для них лучшим производителем является Болливуд, да и не один он там. Добавлю, что и китайцы индийцам не сильно уступают. А про африканцев вообще промолчим — их тоже миллиард с небольшим, и вряд ли они смотрят «лучшее мировое кино». Да и зачем? У них там, говорят, такие закаты... Над пальмами.

Теперь давайте посмотрим, о чем же снимают лучшее кино в мире — Голливуд в первую очередь, ну и ведущие западные киностудии вместе с ним. Для этого возьмем список номинантов на «Оскар» за последние шесть лет и с интересом обнаружим, что каждый год в этот список обязательно попадает фильм «про сбывшуюся (или вот–вот уже) американскую мечту», про то, как человек добился известности и богатства. Иначе говоря, главный герой — американский «селфмейдмен», на худой конец — английский, в крайнем случае — «вумен». В 2011 году это были фильмы «Боец» и «Социальная сеть», дальше — «Человек, который изменил все», потом — «Линкольн», затем — «Далласский клуб покупателей» и «Волк с Уолл–стрит», в прошлом году — «Бердмен», в этом году номинированы «Бруклин» и «Игра на понижение».

Каждый год в номинацию непременно включают и фильмы про американские (английские, европейские) семейные ценности. «Детки в порядке» и «Зимняя кость», «Древо жизни», «Полночь в Париже» и «Потомки», «Небраска» и «Филомена», «Вселенная Стива Хокинга». В этом году номинирована «Комната», которую «семейным фильмом» не назовешь, но про отношения матери и ребенка там сказано достаточно.

Но вот только не говорите мне, что вы все эти фильмы видели или помните хотя бы по названию. Между тем это ведь то самое кино, которое выбрано из всего остального «мирового», произведенного за год, оно претендует на звание лучшего из лучших. Представляете, как мощно и неотвратимо работает машина западной киноиндустрии и ее продвижения, каждый год внушая нам (да–да, и нам с вами): «Посмотри это кино! Оно, правда, про наши семейные ценности, про наши успехи, но оно в десятке лучших фильмов мира».

Та же история в фильмах про войну, американский спецназ и операции спецслужб: «Боевой конь», номинированный на «Оскар» в 2011 году, — это про американцев на Первой мировой войне, «Игра в имитацию» в 2015–м — про англичан во Второй. В другие годы это «Операция «Арго» и «Цель номер один», «Афера по–американски», «Шпионский мост» сейчас — про ювелирную работу могущественных ЦРУ, ФБР и прочих спецслужб Америки. Ну а в прошлом году номинировался «Снайпер» — про «непобедимую и легендарную» армию США.

В чем же пафос этих строк? Где мораль? Да не будет морали, это я просто с вами вместе размышляю. Вот давайте представим, что «Беларусьфильм» взял–таки и снял (наконец–то! заждались!!) кино. Про, например, спецоперацию КГБ. Или (пофантазируем) про Департамент финансовых расследований. И что, не сказали бы белорусы про себя (а кое–кто и громко, на весь байнет) — фу, «пропаганда»? Да сказали бы! Я знаю, и вы знаете. О фильмах, снятых про наши семейные ценности, про наши жизненные ориентиры, про наш уклад и привычки я даже не говорю — они же «некассовые» сразу на уровне задумки.

Почему так? Ну да, снимают в Голливуде лучше, пленка у них не шосткинского комбината, денег тратят больше. Но не это главное, как мне кажется. Просто они свою «пропаганду», свои ценности, свой образ жизни научились вкладывать в головы всего мира гораздо искуснее, чем мы свою. Но знаете что? Однажды простому нашему мужику, сидящему у той хаты на завалинке, я задал вопрос с подковыркой: «А хотел бы ты жить в «Хилтоне», а не в этой, покосившейся уже и почерневшей?» Он притушил цигарку о подошву и сказал: «Не–а. Из любой гостиницы когда–нить придется съехать».

littlemuk@tut.by

Советская Белоруссия № 15 (24897). Среда, 27 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter