Любая премьера в наших театрах по белорусскому автору вдвойне ценна и для простых зрителей, и для профессионалов. Потому что она прежде всего — свидетельство того, что театральный процесс по-прежнему жив.
Новый сезон в Минском областном драматическом театре в сентябре начнут с премьеры исторического детектива «Сестры Достоевские» в постановке художественного руководителя театра Валерия Анисенко. Спектакль, приуроченный к 200-летию Федора Михайловича Достоевского, поставлен по пьесе «Преступление и наказание на берегах Свислочи» известного белорусского драматурга, сценариста и педагога Егора Конева. Недавно состоялась генеральная сдача спектакля.
Основано на реальных событиях
Признаюсь, ехал в Молодечно с особым чувством. Егор Конев был моим педагогом на факультете журналистики. Причем педагогом требовательным, истово влюбленным в свой предмет — зарубежную литературу. Согласитесь, всегда приятно встречать на жизненном пути людей, оставивших добрый след в душе. К тому же Егор Конев — продолжатель известной белорусской литературной династии: его отец Федор Конев, окончивший ВГИК, написал немало сценариев к известным фильмам. Среди них — «Пламя» Виталия Четверикова, «Обочина» и «Фруза» Вячеслава Никифорова, «Бальное платье» и «Глубокое течение» Маргариты Касымовой и многие другие. Большой отклик в сердцах зрителей Республиканского театра белорусской драматургии и театра имени Я. Коласа в Витебске нашла и сказка Егора Федоровича «Гісторыя двух сабак». И вот теперь — исторический детектив, обращенный к событиям XVII века, имеющим непосредственное отношение к роду известного писателя Федора Михайловича Достоевского, детектив, основанный, как принято теперь говорить, на реальных событиях.
Любовь и кровь
В основе спектакля «Сестры Достоевские» лежат события, произошедшие в XVII веке в Минском воеводстве, когда на территории родового поместья при загадочных обстоятельствах было совершено убийство его владельца шляхтича Станислава Карловича. Спектакль увлекает с первых минут, затягивает умелым сочетанием детективной интриги и любовной истории. Все в нем сделано с большим вкусом и чувством меры. Таинственную атмосферу помогают создать музыка белорусского композитора Тимура Калиновского и сценография Андрея Жигура, являющегося студентом Высшей школы сценических искусств (Театральная школа Константина Райкина в Москве). Саспенс, драйв, минуты отчаяния, красота и низость человеческих поступков — в спектакле есть все составляющие будущего зрительского хита. Валерий Анисенко в этой работе проявил себя как достойный последователь режиссерского стиля признанного короля саспенса Альфреда Хичкока.
Пьеса «Преступление и наказание на берегах Свислочи» известного белорусского драматурга, сценариста и педагога Егора Конева принесла автору победу на Республиканском конкурсе «Национальная литературная премия» за 2015 год в номинации «Лучшее произведение драматургии». И вот теперь она нашла воплощение на театральной сценеВ премьере «Сестры Достоевские» яркими актерскими работами выделяются признанный мастер молодечненской сцены Олег Чеченев и молодой артист Денис Фещенко. Для Чеченева, вжившегося в образ Феликса Вислоуха, помощника и секретаря судьи Андрея Станкевича, — первая большая роль после определенного перерыва на молодечненской сцене. Некоторое время Олег интересно и плодотворно работал на сцене минского ТЮЗа. Достойную компанию Чеченеву и Фещенко составляет весь актерский ансамбль: Сергей Корзей, Анастасия Макаревич, Ирина Клепацкая, Павел Степанов и Павел Святохо.
Кстати, Валерий Анисенко — большой знаток и любитель Федора Достоевского. В мире страстей и богоискательских настроений Федора Михайловича он чувствовал себя всегда как рыба в воде. Многим театралам запомнился его пронзительный и щемящий спектакль «Сонечка» по «Преступлению и наказанию». Нет ничего удивительного, что теперь Анисенко обратился к пьесе Егора Конева, на которую, как он признался накануне сдачи, давно положил глаз.
pepel@sb.by
Фото автора