На сцене Большого театра представили самую жизнерадостную премьеру сезона — балет «Дон Кихот» Людвига Минкуса

Сервантес наших дней

В Большой театр Беларуси вернулся «Дон Кихот» — один из главных мировых балетных бестселлеров с целой россыпью эффектных ролей. Нынешняя постановка стала для театра уже седьмой — не каждый балет выдержит на одной сцене столько редакций. «Дон Кихот» в этом плане, безусловно, везунчик. Хотя секрет его долголетия в общем-то прост: темпераментные испанские танцы, прозорливость композитора Людвига Минкуса, написавшего на редкость жизнерадостную музыку, и легко предсказуемый хеппи-энд, что для подобных классических спектаклей скорее исключение, нежели правило.

Народная артистка Беларуси Ирина Еромкина (Китри) в надежных руках дебютанта Александра Мисиюка (Базиль).

Классика начинает и выигрывает

Для тех, кто по какой-то причине незнаком с сюжетом этого повсеместно любимого балетного шлягера, внесем ясность: Дон Кихот в спектакле далеко не главный герой. В его основе — лишь один из эпизодов романа Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Вся история строится вокруг красотки Китри (в разных составах эту партию танцуют Людмила Хитрова и Ирина Еромкина) и ее возлюбленного цирюльника Базиля (Дмитрий Укусников и Александр Мисиюк), которым, как это водится, мешают быть вместе определенные обстоятельства — в данном случае родительская воля и незадачливый женишок Гамаш. Спектакль хоть и изобилует сюжетными штампами, но подкупает масштабом, яркостью и многолюдностью — за это в том числе его любят не только зрители, но и сами артисты.

Собственно, Дон Кихот и Санчо Панса выступают в балете лишь фоном для проникновенной драмы чувств. Так когда-то было задумано автором либретто Мариусом Петипа, а чуть позже скорректировано народным артистом СССР Валентином Елизарьевым. К слову, на афишах художественный руководитель Большого театра обозначен не только в качестве соавтора либретто, но и хореографа — вслед за Мариусом Петипа, Александром Горским и Касьяном Голейзовским. Новая редакция «Дон Кихота» — это, по сути, переосмысление Валентином Николаевичем его же спектакля 1989 года, с новым оформлением и костюмами.

— Предыдущая постановка радовала зрителей на протяжении 34 лет. Для спектакля это очень большой срок, — поясняет Валентин Елизарьев. — Со временем, к сожалению, ветшают декорации и костюмы, «замыливается» хореография. Думаю, постановка держалась так долго прежде всего благодаря хорошим исполнителям. Хотя сама конструкция балета тоже очень крепкая. В нынешней версии изменениям подверглось в том числе либретто, частично хореография. Я возвращаю постановку к тексту Петипа, Горского, Голейзовского и Елизарьева.

Антон Кравченко и Павел Ушаков: Дон Кихот и Санчо Панса наших дней.

Прославленный балетмейстер называет «Дон Кихота» спектаклем для души, но с образовательной миссией — воспитывать новых звезд и держать в форме труппу. В балет ввели много молодежи, как солистов, так и артистов кордебалета. А еще народный артист СССР никогда не скрывал своего намерения насытить репертуар традиционной добротной классикой. Так, напомним, с легкой руки Елизарьева в репертуар вернулись в том числе обновленные «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица».

Между смешным и серьезным

Поработать над сценографией «Дон Кихота» Елизарьев вновь позвал своего давнего соратника, народного художника России (и главного специалиста по старине и красоте) Вячеслава Окунева. Что интересно, как художник-постановщик спектакля он отвечал не только за жизнерадостные декорации и костюмы, но и за дизайн светового оформления. Однако заигрывать с классикой Вячеслав Александрович не стал. Испанский колорит и дух Андалусии народный артист России передал, сумев максимально сохранить исторический флер. Веера, гитары, метры красного шифона, расшитые пайетками и золотыми нитями, и искусственные розы-заколки — здесь все на своих местах.

А еще «Дон Кихот» — один из тех спектаклей, которые обожает сама балетная труппа. Россыпь великолепных характерных танцев (тех самых испанских и цыганских), составляющих примерно треть спектакля, позволяет артистам в полной мере продемонстрировать весь свой жизнерадостный, неукротимый и во многом естественный темперамент. Исполнительница роли Китри, заслуженная артистка Беларуси Людмила Хитрова, признается: эта партия — одна из немногих, полностью соответствующих ее природным данным, что позволяет жить на сцене в свое удовольствие.

Молодые артисты кордебалета открыли в обращении с классикой новые горизонты.

— Каждый раз, выходя в этом образе на сцену, я им наслаждаюсь. «Дон Кихот» — это настоящий праздник для артистов. И, кстати, хорошая проверка на прочность. Как физическую, так и эмоциональную. Это только кажется, что искрить и смеяться, быть веселой и озорной все 2,5 часа спектакля — простая работа, — добавляет Людмила.

Дирижер-постановщик Николай Колядко, работавший еще над версией 1989 года, уверяет, что спектакль не зря называют одним из столпов академического балетного репертуара:
— Он лучится светом и производит завораживающее впечатление. Радость и жизнелюбие, исходящие от спектакля, всегда будут нужны зрителю.
К СВЕДЕНИЮ

Впервые балет «Дон Кихот» был поставлен на сцене Большого театра Беларуси в 1941 году. Следующие постановки состоялись в 1947, 1952, 1962 и 1979 годах. Постановка 1989 года шла на сцене более 30 лет.
Также в репертуарных планах Большого театра на 90‑й, юбилейный сезон значится премьера оперы «Севильский цирюльник» в постановке режиссера из Италии Альдо Тарабелло. Кроме того, идет обсуждение национальной оперы — в ее основу, как ожидается, ляжет история преподобной Евфросинии Полоцкой.
leonovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter