Глава администрации Заводского района Минска Сергей Масляк — человек, для которого подведомственная территория является одновременно и малой родиной. Да и в местном «управленческом штабе» он в свое время работал ведущим специалистом отдела городского хозяйства. Неудивительно, что разговор о районе-юбиляре с Сергеем Михайловичем получился легким и искренним.
— Какой вклад вносит Заводской район в экономику столицы и страны?
— Мы по праву называемся промышленным сердцем столицы. Доля района в общем объеме промышленного производства города — около 17 процентов. Прекрасно завершили 2022 год: объем промышленного производства составил 121,6 процента к уровню 2021‑го. Такого не было с 2018 года! На территории района расположено 42 крупных промышленных предприятия, в том числе известные экспортеры: Минский автомобильный завод, Минский завод колесных тягачей, Минский подшипниковый завод, фармацевтическая компания «Минскинтеркапс», СЗАО «Белтелекабель» и другие. В экономике занято около 54 тысяч человек, из них 24 тысячи — в промышленности. Доля инновационной продукции в объемах выпуска района достигает 27 процентов. Наши предприятия поддерживают внешнеэкономические связи со 120 странами, осуществляют экспорт более чем в 70 государств.
— Заводской район некоторые считают не самым удобным в Минске для жизни: мол, здесь обширная промзона, сюда стекаются загрязненные воды, проходящую через весь город реку Свислочь тоже чистой не назовешь…
— Говорить о том, что в Заводском районе очень плохая экология, или, например, что сюда трудно добраться, может только человек, который здесь никогда не был.
Лет 20 назад один мой друг всерьез считал, что до расположенного за МКАД микрорайона Шабаны нужно добираться на электричке. На самом деле ближайшая от Шабанов станция метро находится в двух автобусных остановках.
Что касается воздуха, то я как бывший председатель Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды заявляю, что превышения предельно допустимых концентраций отдельных вредных веществ порой фиксируются лишь рядом с литейным производством МТЗ. А попутно хочу напомнить, что основным источником загрязнения атмосферного воздуха (около 75 процентов) является транспорт. Посторонние запахи иногда приносит ветер с прудов-отстойников у деревни Синило. В жаркий период года до микрорайонов Чижовка и Серебрянка также иногда доходят запахи с Минской очистной станции. Проект модернизации станции существует и будет реализован при наличии экономических возможностей.
— Расскажите о том, как развивается сегодня Заводской. Какие планы на перспективу?
— Успешно претворяется замысел Генерального плана города Минска — придание микрорайонам функции «город в городе». К примеру, в Шабанах за последние годы сделано очень много — от строительства бассейна до капитального ремонта и модернизации поликлиники № 36. Летом завершим капитальный ремонт СШ № 210. Дворцу детей и молодежи «Золак» планируется добавить новую функцию — кинотеатра.
В микрорайоне Чижовка в нынешнем году возобновится строительство многофункционального комплекса на месте бывшего кинотеатра «Дружба», там будет надстроен еще один этаж. В составе комплекса ФСЦ детей и молодежи Заводского района г. Минска по улице Краснослободской планируется реконструировать стадион, позже там появятся новые спортплощадки.
Еще один важный проект, реализуемый на территории Заводского района, — строительство Национального футбольного стадиона. Он может быть введен в эксплуатацию уже в 2024 году. Но еще раньше будут реконструированы расположенные рядом стадион «Трактор» и гимнастический центр «Кольца славы». К началу следующего летнего сезона претерпит изменения и парк имени 50‑летия Великого Октября. Старые аттракционы демонтируют, а у всего этого пространства появится новое направление — физкультурно-спортивное. Например, на месте амфитеатра возведут детский городок для активных игр. Что касается территории, прилегающей к подшипниковому заводу, то там с прошлого года ведется текущий ремонт, это будет пространство для неспешных прогулок. Работы здесь будут завершены ко Дню Независимости.