Базовый счет, удобство оплат, безграничное общение: зачем пенсионерам осваивать цифровые форматы

Серебряный возраст уходит в онлайн

Пожилых принято считать самой консервативной частью общества. Им проще узнавать о событиях из газет и телевизионных программ, рассчитываться наличными, получать совет специалиста с глазу на глаз... А современный мир, напротив, стремительно продвигает электронные форматы. Вот свежий пример: с 1 июля в белорусских городах выплата пенсий производится преимущественно через банки. Как воспринимает такие тренды старшее поколение и что новшества меняют в их жизни?

Татьяна Баранова (третья слева) с другими кружковцами ТЦСОН Фрунзенского района.

«Бумажные деньги не умею считать»

Новация о переводе социальных выплат через банки касается так называемых молодых пенсионеров — тех, кому не исполнилось 70 лет. При этом речь идет только о проживающих в столице, городах областного подчинения и райцентрах. Остальные пожилые имеют право отказаться получать пенсию через банк — им будут выдавать ее в отделении почтовой связи или приносить на дом, как и раньше.

Татьяна Баранова из Минска, которая в августе отметит 71‑й день рождения, вопрос выбора перед собой даже не ставила. Полтора десятка лет назад, сразу как вышла на заслуженный отдых, открыла счет в Беларусбанке и завела пластиковую карточку. Объясняет почему:
— Я по профессии инженер-электрик, работала в проектном институте, в последние годы зарплату нам перечисляли на карточку. Не только привыкла к безналу, но и реально ощутила преимущества электронных расчетов. Совершенно не понимаю пенсионеров, предпочитающих бумажные купюры в кошельке. Приходишь в магазин и каждый раз мучаешься, где найти 34 копейки или полтора рубля, потому что у продавца нет сдачи. Ищешь мелочь, шуршишь бумажками. А тут приложил карточку к терминалу — и дело с концом.

К банкомату, чтобы снять деньги, Татьяна Баранова практически не подходит.

— Там, где это возможно, я провожу платежи по карточке, — делится пенсионерка. — Совершенно не умею считать наличные, это же надо помнить, сколько было, сколько осталось. С самого начала я установила интернет-банкинг, позже перешла на мобильный. В банковском смарт-приложении все видно: когда, куда и какая сумма пришла, что осталось, история всех переводов. Через ЕРИП оплачиваю «коммуналку», телефон, электричество, обучающие курсы, путевку в санаторий и даже услуги мастера, который мне окна ремонтировал.

Интересуюсь, откуда у женщины такой уровень цифровой грамотности.

— Поначалу мне помогли сотрудники банка, — говорит она. — Для удобства контроля своего счета сразу оформила услугу смс-оповещения, чтобы приходили уведомления о расходных и других операциях.


В ответ на вопрос, боится ли мошенников, пенсионерка кивает утвердительно:

— Конечно. Но знаю, что против них есть инструменты защиты. Я, например, завела вторую карточку, которая служит строго для оплаты услуг. Для этого каждый месяц перевожу на нее небольшую сумму. Если кто-то и умудрится получить к ней доступ, поживиться будет нечем.

Опыт общения с кибермошенниками у пенсионерки есть. Ей звонили по Viber, просили взять какой-то кредит и перейти по ссылке на YouTube.

— Я им сказала, что через минуту перезвоню — на том конце провода бросили трубку, — со смехом вспоминает женщина.  
— Знаю, что ни по каким ссылкам переходить нельзя, как и сообщать по телефону персональные данные. К тому же информацию всегда нужно перепроверять. Если говорят, что родственник в больнице, нужно положить трубку и позвонить в медучреждение, уточнить, так ли это, а не сразу делать то, что велит незнакомец.
Татьяна Баранова убеждена, что электронные сервисы сильно облегчают жизнь пожилым людям:

— В свою 12‑ю поликлинику талоны к врачу я заказываю в основном через интернет. На сайте видны варианты дат и все врачи. А поскольку нам, пенсионерам, на работу ходить не надо, можно планировать визит в будни заранее, в спокойной обстановке и без очередей.


МНЕНИЕ

Ольга Вершинина, 68‑летняя пенсионерка из Лиозно:

— Получаю пенсию через отделение банка, но переходить на электронные сервисы не планирую. Визит в банк — это лишний повод пообщаться с людьми. К тому же двигаться я люблю: лучше пройтись пешком, чем сидеть дома и оплачивать все самостоятельно в интернете. По старинке собираю квитанции — и к специалистам. Понимаю, что нужно учиться и развиваться, но я всю жизнь прожила с бумажными книгами и документами, мне с ними комфортнее. Интернет активно использую для связи с людьми, с которыми невозможно встретиться. У меня есть аккаунт в соцсети. Не исключаю, что когда-нибудь перейду и к интернет-оплатам.

Учиться никогда не поздно

Наша собеседница — одна из тех, кто посещает курсы по цифровой грамотности при Территориальном центре социального обслуживания населения Фрунзенского района. Сейчас пришла подучиться с конкретной целью — установить приложение «Оплати» и начать пользоваться QR-кодом.

— В транспорт зашла, навела телефон на специальный значок — и все, оплата прошла, не надо талончики покупать, — радуется перспективе пенсионерка. — Еще мне нужно освоить поглубже функции мессенджеров. Пока их возможности, на мой взгляд, использую недостаточно.


Бывший металлург, 90‑летний Виктор Ломако тоже в числе «курсантов». Он, будучи в таком почтенном возрасте, мог оформить доставку пенсии на дом, но предпочитает выплату через банк. Есть у него и пластиковая карточка, завел пять лет назад. Правда, признается, что сам не решается проводить платежи через интернет, это делает дочка.

— Даже она один раз ошиблась: куда-то перевела 50 рублей, поэтому я как менее продвинутый и подавно опасаюсь проколов, — смеется Виктор Дмитриевич. — На курсах смарт-грамотности подтяну знания, может, тогда на самостоятельные действия и решусь. Пока только оплату домашнего телефона через инфокиоск освоил, там все очень просто.

Виктор Ломако

Как рассказала руководитель кружка цифровой грамотности «Смарт60+» при ТЦСОН Фрунзенского района Татьяна Дивина, темпы освоения мобильных навыков у пенсионеров мало зависят от их возраста и образования. Скорее, определяющее здесь — желание человека. Обучение включает знакомство с моделью телефона и его техническими характеристиками, программным обеспечением. Показывают пенсионерам, как подключать Wi-Fi, пользоваться поисковиком и электронными сервисами, устанавливать приложения. Важно, что акцент во всем этом делается на кибербезопасности.

ЦИТАТА

Валерий Ковальков, заместитель министра труда и социальной защиты:

— Большинство «молодых» пенсионеров (те, кому недавно назначили пенсию, или те, кто еще находится в процессе ее оформления) сразу выбирают способ получения денег через банк, на карту. Многие делают это потому, что хотят продолжать использовать привычные сервисы. Речь об оплате товаров и услуг, коммунальных и других ежемесячных платежей, кешбэках, программах лояльности. Люди пользовались ими, когда получали зарплату на банковскую карту, и привыкли. Более того, банки предлагают выгодные бонусы для пенсионеров. Старшее поколение тоже охотно изучает возможности и откликается.

Однако у государства нет цели перевести всех на выплату через банки. Всегда были, есть и будут люди, для которых получение пенсии через банк объективно затруднительно. Поэтому обновленное законодательство предусматривает право получать пенсию на почте (в кассе или с доставкой на дом) не только пенсионерам 70+, но и инвалидам I и II группы. Это речь о городах. А вот в сельских населенных пунктах право выбора сохраняется для всех категорий людей на заслуженном отдыхе.
ФАКТЫ

В 2010‑м интернет-пользователей среди пенсионеров было только 2 процента, а в 2019‑м — 41 процент

 В 2023 году доля пожилых, пользующихся глобальной компьютерной сетью, выросла до 62 процентов.

ЦИФРЫ

По последним данным Министерства труда и социальной защиты, заявление о переходе на получение пенсии в банке подали 86 тысяч граждан. Это более 97 процентов пенсионеров, которых затрагивают изменения.

О выплате пенсий через банки с использованием базовых счетов

В связи с изменением законодательства с 1 июля изменился порядок получения пенсий.

Пенсия будет выплачиваться через банк:

♦ тем, кто живет в Минске, а также городах областного подчинения и районных центрах и не достиг 70 лет;

♦ инвалидам III группы.

Для получения пенсии в банке необходимо:

♦ открыть базовый счет (можно выбрать получение в кассе банка или с использованием банковской карточки);

♦ заполнить в банке заявление о перечислении пенсии.

Банки-партнеры: ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк», «Приорбанк» ОАО, ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Сбер Банк», ОАО «Белгазпромбанк», ОАО «Белорусский банк развития и реконструкции «Белинвестбанк», ОАО «Банк Дабрабыт», ОАО «Белвнешэкономбанк».

Новые правила не касаются:

♦ граждан, которые живут в сельской местности;

♦ пенсионеров, достигших 70 лет и старше;

♦ инвалидов I, II группы.

Перечисленные категории имеют право выбора: получать пенсию через банк или через отделения почтовой связи.


КСТАТИ

Где пенсионеров обучают цифровой грамотности

Прежде всего таким просвещением занимаются социальные службы на местах. В нашей стране 146 ТЦСОН, в них организована работа более чем 200 кружков по цифровой и компьютерной грамотности. Только в текущем году обучение прошли уже почти 3000 представителей мудрого поколения. Каждый год это число увеличивается.

С 2021‑го в стране успешно реализуется проект «#яонлайн». Это образовательная программа в рамках волонтерского движения. В 2023-м во время таких занятий акцент был сделан на профилактике и противодействии киберпреступности, знакомстве с мерами безопасности в интернете, в том числе при общении с телефонными мошенниками.

Активно в цифровое просвещение включаются библиотеки. К примеру, в прошлом году Национальная библиотека организовала курс «Компьютер с нуля» — это бесплатные занятия для начинающих пользователей, а также для пенсионеров, которые хотят пополнить знания в этой сфере.

В регионах реализуются межпоколенческие инициативы, когда пожилых обучают студенты и учащиеся. Волонтеры университетов разрабатывают специальные курсы и помогают старшему поколению освоить мессенджеры, поисковые системы, мобильный банкинг, а также организуют досуг.

В Первомайском районе Минска весной открыли онлайн-школу финансовой грамотности для пожилых.
В Национальной стратегии «Активное долголетие — 2030» поставлена задача: к 2030 году увеличить долю граждан в возрасте 65+, пользующихся интернетом, как минимум до 65 процентов.

СОЦОПРОС

По результатам исследования Института социологии Национальной академии наук, пожилые горожане чаще, чем сельчане, называют основным источником получения информации интернет-ресурсы (35,4 процента и 22,8 процента соответственно). Вместе с тем каждый пятый опрошенный пенсионер чувствует необходимость в повышении интернет-грамотности. Причем респонденты ощущают потребность как в финансовых, так и в правовых знаниях.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter