Это и делают многие, если возникает необходимость быстро справиться с подобным состоянием. Даже специальных опросов по этому поводу не нужно проводить.
Зайдите в дом к любому пожилому человеку. Переступив порог, вы почувствуете сладковатый запах сердечного лекарства — отечественного корвалола или его немецкого аналога валокордина. Старики всегда держат под рукой эти препараты, считая их легкими и быстрыми помощниками при многих неприятностях. И мало кто знает (а некоторые действительно не любят читать инструкции к лекарствам!), что в состав этих средств входят не только экстракт валерианы, настойка хмеля, боярышника и ревеня, но еще и психотропный фенобарбитал, внесенный во многих странах в список наркотических веществ.
— Невозможно представить, чтобы немец, француз или англичанин, у которого прихватило сердце, хватался за пузырек с такими каплями. Там люди знают: это крайне опасно! — вводит в курс дела заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Белорусской медицинской академии последипломного образования профессор Роман Евсегнеев. — А уж тем более чтобы в европейской стране рекламировали по телевидению вещество, входящее в список наркотических средств. А у нас это в порядке вещей! Вспомните рекламу: “Валокордин — доверьтесь классике!”. Это, простите, то же самое, что “покурите марихуану, и она успокоит ваше сердце!” Хотя, замечу, названный наркотик реже вызывает пристрастие и зависимость, чем фенобарбитал.
Профессор предостерег: отправляясь в Европу, ни в коем случае нельзя брать с собой пузырек с корвалолом или валокордином. Пассажира с нашими “домашними” лекарствами ждут большие неприятности — его обвинят в перевозке наркотиков.
Зачем бояться психиатров?
В нашей стране строго регламентируется порядок применения ряда психотропных препаратов: врачам приходится выписывать каждый из них на отдельном рецепте, заверять печатью. Отработан и режим списания таких лекарств в стационарах, где ведется учет буквально каждой таблетки. Да и в аптеке транквилизаторы — элениум, нозепам, тозепам и другие без особого рецепта не купишь. Но все эти проблемы не распространяются на фенобарбитал — его, особенно в составе сложных препаратов, можно приобрести свободно.
По сравнению с ним транквилизаторы — меньшее зло, поясняет профессор. Современная медицина использует фенобарбитал, но крайне редко — только для лечения эпилепсии. И все! От бессонницы, тревоги, раздражительности и нервозности во всем мире уже давно избавляются иначе.
Но у нас люди, как бы сказать мягче, побаиваются психиатров. Разве ходят к этим специалистам, если не отпускает тревога, донимает раздражительность, когда все труднее справляться со стрессами, депрессией и подавленностью? Большинство старается обойти стороной кабинет с табличкой “психиатр”, считая, что есть опасность заиметь ярлык душевнобольного на всю жизнь.
Со своими проблемами такие пациенты идут к участковому терапевту. Начинают объяснять, что чувствуют, но у доктора — под дверью очередь. И тут не до разговоров по душам! На все тревоги и легкие сердечные недомогания у многих участковых есть десятилетиями проверенный рецепт: попить все те же корвалол и валокордин. Врачи, по сути, поступают, как малограмотный фельдшер в анекдоте: принимайте, мол, полтаблетки утром от головы, а вторую половину — вечером от живота.
Любую беду рукой разведу...
— В бывшем СССР сложились очень сильные традиции самолечения и крайне невысокое доверие к официальной медицине, следствием чего стало огромное потребление безрецептурных препаратов, содержащих фенобарбитал, — озабочен сложившейся ситуацией Роман Евсегнеев. — Кроме упомянутых, это валосердин, барбовал, андипал и другие. Препараты, которые становятся первым средством при тревоге и депрессии. Они дешевы и есть в каждой аптеке. А вот то, что они довольно быстро вызывают привыкание, пристрастие и зависимость у большого числа людей, известно только специалистам.
Почитайте внимательно инструкцию к препарату валокордин. В ней написано: “капли иногда могут вызывать чувство зависимости”. Не чувство, а саму зависимость! — подчеркивает профессор. В инструкциях по применению лекарств она приуменьшена, а про поражения органов вообще ни слова не сказано. Между тем у очень многих людей происходит привыкание к фенобарбиталу. Вначале появляется психологическая, а потом психическая и физическая зависимость. Если после каждого стресса хвататься за пузырек с каплями, вскоре придется увеличивать дозу, чтобы достичь стартового эффекта.
А капли эти — вовсе не безвредный клюквенный сок! Они весьма токсичны, от них страдают печень, почки, сердце, мозг человека. К тому же фенобарбитал вызывает эйфорию. Через 10—15 минут после приема наступает расслабленность, вялость, легкое опьянение. И если раз за разом топить свои беды в рюмке с этими каплями, появляется заболевание, которое тяжелей самой тревоги. Когда с помощью капель постоянно успокаивают сердце пожилые люди, они утрачивают способность познавать мир, у них слабеет память, а еще снижается координация движений и возрастает риск падений. Не потому ли стариков так часто преследуют травмы?
И это еще не все! Возникает своего рода “похмелье”, как у больных алкоголизмом, которое запивают новой порцией фенобарбиталов. И поэтому отказаться от них многим людям очень трудно.
Только по рецептам!
Много ли у нас таких зависимых? Профессор Евсегнеев говорит, что речь идет о десятках тысяч людей, которые частенько снимали тревожные состояния валокордином и корвалолом.
Замечаю профессору, что все идет от незнания — многие принимают валокордин и корвалол как сердечное средство.
Тут все зависит от того, что понимать под благом, парирует профессор Евсегнеев. Прием валокордина и корвалола — это не лечение. Если у человека предынфарктное состояние и у него каждый день болит сердце, он должен лечиться под контролем кардиолога, а не убегать от болезни с помощью этих препаратов. Слабый спазмолитический эффект корвалола не дает облегчения при стенокардии и тем более не предотвратит инфаркта миокарда, подчеркивает Роман Александрович. В таких случаях прием фенобарбиталов не только не имеет смысла, но и несет прямую опасность здоровью.
— Фенобарбитал и другие барбитураты должны продаваться только по рецептам и использоваться только по показаниям! — убежден профессор Евсегнеев. — Населению пора понять, что эти препараты даже не нужно начинать принимать.
В Беларуси в 2008 году люди “накапали” и выпили 1—1,5 тонны безрецептурных фенобарбиталов, в то время как по рецепту получено всего 100 килограммов. Необходимо изъять данные препараты из свободной продажи. Вряд ли большинство людей, которые уже “подсели” на эти средства, пойдут к врачу, чтобы купить очередную бутылочку корвалола или валокордина. Так что проблема зависимости мало-помалу сама через какое-то время, как говорится, рассосется.
...Захожу в ближайшую аптеку и интересуюсь, сколько стоит корвалол. Получаю ответ: 880 рублей, но его временно нет в продаже.
— А валокордин?
— У нас он есть в большой и маленькой упаковке, — говорит провизор. — Покупать большую бутылку выгоднее. Стоит около 12 тысяч рублей. Какую будете брать?
— Но у меня нет рецепта.
— А он и не нужен!
От редакции
Цель этой публикации — привлечь к проблеме внимание ведомств, призванных регулировать продажу лекарств и оборот психотропных и наркотических средств. Неужели чиновники не замечают той массированной рекламной кампании медицинских препаратов, которая ведется в СМИ и на руку только получающим колоссальные прибыли фармацевтическим компаниям?
А может, проблема и не стоит так остро? Возможно, ее надо изучить народным избранникам и принять соответствующее решение? А вдруг психиатры, как говорят, “нагоняют ветер”!