Андрей Гореликов.
Чаще всего пациенты поступают к Андрею Гореликову в таком состоянии, что не видят хирурга, а потом ищут его, чтобы посмотреть в глаза спасителю и сказать спасибо. За годы практики через его руки прошли до 10 тысяч человек. Для понимания: без вмешательства рентгено-эндоваскулярного хирурга им грозила потеря конечностей или вовсе жизни. В менее критичных ситуациях в операционной убирается симптоматика, чем улучшается качество жизни больного. Человек, который недавно не мог пройти и нескольких шагов, спокойно преодолевает пять километров пешком. Исчезает боль в области сердца.
— С малых лет делал уколы куклам и препарировал лягушек, уже тогда понял, что буду поступать в медицинский, — вспоминает Андрей Гореликов. — Правда, с направлением определился не сразу. Успел поработать в поликлинике и в приемном отделении больницы. Методом проб и ошибок нашел свою стезю. Стоял у истоков эндоваскулярной хирургии, ведь в 2006‑м направление было совсем непопулярным. Пришлось проходить дополнительное обучение, посещать конференции, многое изучать самостоятельно.
Долгий путь совершенствования позади. От простых исследований и диагностики для потребностей смежных служб в отделении перешли к серьезным вмешательствам. От работы только с периферическими артериями могилевские медики перешли и к коронарным. С 2011 года делают не только плановые, но и экстренные вмешательства. Спасают, что называется, с колес. Хирург уточняет:
— Лечим инфаркты. Беларусь уже несколько превысила показатель 600 операций на миллион населения. Хотим перейти к лечению инсультов. Это очень затратно и невероятно сложно, ведь ноги «простят» многое, сердце чуть меньше, а мозг ошибок не прощает. Каждый даже микроскопический сосуд отвечает за дыхание, кровообращение, другие важные функции. Но мы понимаем, что необходимость в таких вмешательствах назрела.
За последние несколько лет медучреждение претерпело серьезные изменения. В частности, здесь появился кардиохирургический центр. На вверенном Андрею Гореликову участке две суперсовременные операционные, оснащенные передовым оборудованием. Количество пациентов значительно выросло, об очередях и вовсе забыли.
— Год назад выполняли около тысячи операций, в этом — уже 2,7 тысячи. Главное — прибавили в качестве, — подчеркивает Андрей Владимирович. — Но, к сожалению, бежим за поездом, поскольку лечим не атеросклероз, а его последствия. И оборудование играет важную роль. В частности, новая техника дает нам трехмерное изображение, что выводит хирургическое вмешательство совсем на другой уровень. Увидеть сосуд изнутри, оценить результат лечения и с уверенностью сказать, что все сделано хорошо. Убираются риски повторного инфаркта у пациента, внезапной смерти. Следующий момент — не каждый стеноз нужно лечить. Бывает, сосуд выглядит некрасиво, но беспокойства не вызывает, что на глаз оценить невозможно. А если поставить стент не туда или не вовремя, то не только не поможешь человеку, а навредишь. Бывает и так, что поражение состоит из нескольких стенозов, и с помощью оборудования сразу работаем там, где нужно. На глаз это решить — словно бросить жребий.
Именно об этом недавно говорил Президент: материально-техническая база многое решает. Но согласен с ним и в том, что кадры куда важнее. Как показала жизнь, если накупить техники и не уметь на ней работать, то само ничего не сделается.Чтобы алмаз превратить в бриллиант, нужно время и усилия, считает Андрей Гореликов:
— Штат не растет мгновенно, работников нужно научить. И чтобы не было текучки кадров, работа хорошего врача должна поощряться. К толковому специалисту огромные очереди, а получает он наравне с коллегами, скажем так, средней руки. У нас в целом многие стесняются говорить о деньгах, даже оказывать платные услуги. А почему бы и нет? За медицину всегда кто-то платит: государство, страховые компании или сами пациенты. Здорово, что человек с любым достатком может получить помощь, но у пациентов также должен быть выбор. Хочешь — получи хорошую бесплатную палату, лекарство или девайс, но при запросе — за отдельную плату — можешь получить дополнительный комфорт или более дорогие препараты.
Первоклассного хирурга не раз пытались переманить в столицу, были и международные варианты, рассказывает:
— Расписал плюсы и минусы такой авантюры и понял, что нет смысла на нее соглашаться. У нас отличный коллектив и грамотные руководители, есть возможность развиваться, оснащение техникой на уровне. Кроме того, наши люди мне ближе по менталитету, хочу помогать им, трудиться в родном городе. Мне очень нравится доступность белорусской медицины, но про ее качество, особенно в регионах, забывать не стоит. Нельзя допускать случаи, мол, если бесплатно, то получи, что дали, и не жалуйся. Нет и еще раз нет! Именно поэтому развиваюсь, занимаюсь научной работой. Защитил кандидатскую диссертацию, посвященную острому коронарному синдрому, в планах — защитить докторскую. В медицине если не делаешь шаг вперед, значит, откатываешься на два назад!
КСТАТИ
Через несколько недель могилевская клиника запускает новое направление — лечение клапанных патологий сердца. И на передовой снова будет Андрей Гореликов.
soloveva@sb.by