Попытка свержения законно избранной власти — именно так президент Сербии Александр Вучич охарактеризовал беспорядки, устроенные прозападной оппозицией в Белграде. То есть речь идет об угрозе государственного переворота. И готовился он давно, тщательно.
24 декабря на улицах Белграда было жарко.
Политика Александра Вучича никогда не устраивала ни Вашингтон, ни ключевые державы Евросоюза. Лидер Сербской прогрессивной партии, премьер-министр с 2014 года, а с 2017‑го президент, он никогда не скрывал симпатий к России. При этом продолжал курс предшественников на евроинтеграцию. Но не бездумную, а с соблюдением национальных интересов.Так что он оказался крайне неудобным переговорщиком для брюссельских заправил, а вовсе не послушной марионеткой, как многие восточноевропейские «лидеры». В частности, президент Сербии отказывается идти на признание независимости Косово, чего в ультимативном порядке требуют европейские политики как непременное условие присоединения к ЕС.
Баланс интересов внутри страны и на международной арене непросто дается Александру Вучичу и его команде. Он подвергается критике со стороны ультралибералов, готовых на любые уступки Западу. Не очень довольны политикой правящей коалиции и патриотические силы, настаивающие на более жесткой линии и оказании военной помощи сербским общинам в Косово. И все же большинство граждан уже не первый год оказывают поддержку лидеру страны, который умудряется обеспечить относительно успешное экономическое развитие страны в сложнейших условиях.
Фирменной чертой политического стиля Вучича стала его откровенность. Он сразу и без обиняков рассказывает народу о ходе международных переговоров, требованиях, которые выставляют западные «партнеры», реальном положении дел.
Белорусский рецепт против «цветных революций»
Чрезвычайным раздражителем для США и ЕС стала позиция Вучича в ходе СВО. Он проводит вроде бы нейтральную линию — Сербия признает «территориальную целостность» Украины, но отказывается вводить антироссийские санкции, сам Вучич регулярно встречается и с Александром Лукашенко, и с Владимиром Путиным. Сербский президент не скрывает своего мнения по поводу происходящего. Так, в мае прошлого года он прямо заявил: «Весь западный мир через украинцев воюет с Россией, это мировой конфликт». Американцы и британцы такого не прощают.У западников были надежды на всеобщие выборы в апреле 2022 года. Но их расчеты не оправдались. Вучич одержал уверенную победу на президентских выборах, а его партия — на парламентских. Тогда и началась подготовка «цветной революции», а по факту государственного переворота. Ключевую роль играли спецслужбы и политики США, Великобритании и Германии.
В самом Белграде координаторами выступили посольства этих стран. Отметился и печально известный фонд Сороса. Местная инфраструктура создавалась, как и принято, на основе «неправительственных организаций», финансируемых из-за рубежа. Ждали какого-нибудь подходящего повода, т. н. «черного лебедя». И он пришел в мае 2023 года в виде трагедии: стрельбы в одной из белградских школ, а затем в двух селах.
Страна была шокирована. Либералы попытались организовать массовые протесты. Но президент грамотно купировал проблему, не допустив свержения власти. Тем не менее наметился политический кризис. Прозападные силы объединились в коалицию «Сербия против насилия». И 1 ноября Вучич пошел на роспуск парламента и проведение досрочных выборов. Это, среди прочего, свидетельствовало об уверенности в своих силах.
Авторы и организаторы «цветных революций» действуют не только по старым методичкам. Они учатся на собственных ошибках, например, допущенных ими в Беларуси. В Сербии американцы попытались нейтрализовать силовые структуры, устранив оттуда сильных лидеров и инфильтровав туда своих агентов.Целая кампания была развернута против Александра Вулина. Это опытный политик, которого в декабре прошлого года президент назначил директором Агентства безопасности и информации, главной сербской спецслужбы. США сразу же стали требовать его отставки, а в июле ввели против Вулина персональные санкции. В итоге в ноябре он вынужден был уйти в отставку. Однако президент сумел сохранить контроль над силовиками.
Победа коалиции, сформированной вокруг правящей Сербской прогрессивной партии, на выборах 17 декабря стала спусковым крючком для организации попытки государственного переворота. Несколько дней шла мощнейшая пропагандистская кампания, направленная против Вучича. Затем проигравшая коалиция «Сербия против насилия» перешла в наступление. Причем в буквальном смысле слова — сразу к штурму государственных учреждений.
Вучич отреагировал жестко, быстро задействовав правоохранительные органы и проведя аресты зачинщиков. Он обратился к нации, начал политическую мобилизацию своих сторонников. Это правильные и своевременные шаги.
Сейчас наступают критически важные дни и даже часы: для будущего самого Вучича, его сторонников, для судьбы Сербии.Нельзя дать слабину, пойти на уступки. Необходимо выдержать давление извне. Действовать активно и решительно. И помнить, что рецепт борьбы с «цветными революциями» только один — белорусский.
Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.