Сенсационная победа! 26-летний белорусский тенор Павел Петров выиграл конкурс «Опералия» Пласидо Доминго

Это как если бы белорусы выиграли чемпионат мира по футболу. 

Еще недавно мы поздравляли Павла со скромным третьим местом на небольшом конкурсе «Бельведер» в Юрмале, а 2 сентября белорусский тенор прогремел на весь мир, став триумфатором «Опералии».


Тут надо пояснить, что «Опералия», созданная ровно четверть века назад выдающимся оперным тенором и дирижером Пласидо Доминго, очень быстро стала главным мировым трамплином в Большую Оперу. Нынешние молодые звезды, все активнее блистающие в «Метрополитен Опера», «Ковент Гарден», «Ла Скала» – сплошь лауреаты «Опералии». И это не случайно, ведь в ее жюри восседают влиятельнейшие менеджеры по кастингу из этих самых театров. Их выбор плюс авторитет Пласидо Доминго (плюс, добавим в скобках, невероятная работоспособность и упорство самих певцов, ведь их бросают в настоящую мясорубку) обеспечивают лауреату мгновенный и яркий взлет.

Назовем лишь некоторые имена: Джойс ди Донато, Хосе Кура, Эрвин Шротт,  Роландо Вилазон, Людовик Тезье, Соня Йончева, Притти Йенд, Аида Гарифуллина – все они лауреаты «Опералии». С таким урожаем ей нет нужды украшать себя и своих победителей хвастливыми вывесками, типа «певец мира». И без того известно, что конкурс Пласидо Доминго – самый престижный и трудный.



И он при этом самый демократичный. Ведь для участия в нем достаточно заплатить 10 долларов и отправить свою видеозапись через интернет. При нынешних видеокамерах и смартфонах это может сделать каждый. А дальше отбирает компетентное жюри, и 40 счастливчиков из 1000 (именно столько в среднем поступает заявок) совершенно бесплатно летят на самолете, заселяются в гостиницу, питаются, им предоставляют великолепного концертмейстера… Все расходы оплачивают организаторы. И не нужно ни консерваторского диплома, ни рекомендаций от мастеров. Достаточно, чтобы тебе было от 18 до 32 лет, и чтобы ты (так записано в условиях конкурса!) «был готов петь на лучших сценах мира».

А дальше три сложнейших тура, два под рояль, третий с оркестром, которым дирижирует сам Пласидо Доминго, в большом оперном театре, набитом под завязку публикой со всего мира.

В этом году «Опералия» проходила в Национальном театре Сан-Карлуш в Лиссабоне. Маэстро, как булгаковский Воланд, каждый год меняет дислокацию, но всегда это лучшие оперные сцены мира. На церемонии перед началом финальных прослушиваний выступил португальский президент Марселу Ребелу ди Соза, с юмором рассказавший о том, как в пятилетнем возрасте слушал на этой сцене Марию Каллас в «Травиате», а позже – самого Пласидо Доминго.
Современные средства связи позволяют следить за конкурсом в прямом эфире. Увы, в этом году нам был доступен напрямую только финал. Но можно было следить за результатами туров, а в Фейсбуке – видеть и чувствовать атмосферу конкурса. В отличие от других, у Павла не было болельщиков, за ним не ходили толпы репортеров, его не фотографировали на каждом шагу. И даже в этих непростых обстоятельствах он сумел победить.

Особенно трудным для него стал финал. По сумме баллов из 12 финалистов оказалось 4 женщины и 8 мужчин. Дальше еще смешнее:  все четыре женщины – меццо-сопрано, а из восьми мужчин пятеро теноров. 



Нет, конечно, победителя среди теноров не высчитывают отдельно, но ясно было, что конкуренция в мужском разряде развернется именно между ними. И ведь какие тенора! Один роскошнее другого.

Особенно опасным соперником казался Луис Гомес. За португальца по-латински страстно болел не только зал, но вся Латинская Америка и Европа. Увы, эффект родных стен сработал лишь наполовину. Гомес удовольствовался призом зрительских симпатий и разделил с Петровым приз Пласидо Доминго Ферера «Лучшему исполнителю сарсуэлы» (это испанская оперетта).

Другая опасность – очень сильные россияне. И действительно, второй приз в мужском разряде достался Миграну Агаджаняну, а третий – Арсению Яковлеву, который блистательно исполнил ариозо Германа «Прости небесное созданье…»

Вообще, российский репертуар сейчас в невероятной моде. Из 12 финалистов четверо пели русские арии. Южноафриканец Симон Шибамбу – каватину Алеко, немец Иоханнес Каммлер – арию Елецкого из «Пиковой дамы», американка Саманта Ханки – арию Иоанны из «Орлеанской девы», что обеспечило ей вторую премию в женском разряде.  Но и остальные исполняли русский репертуар очень достойно, с хорошим пониманием дела и непривычно качественным произношением.

Павел Петров с репертуаром экспериментировать не стал и спел вполне традиционную для таких конкурсов арию Рудольфа из «Богемы» Пуччини. Но как спел! Фейсбук буквально взорвался бурей восторга. «Какой красивый голос!», «Восхитительно!», «Великолепно!» – писали на всех языках, кроме русского и белорусского, может быть, потому, что интернет-соединение у нас на этот раз подкачало.

А ведь это невероятное достижение для нашей певческой школы. За все 25 лет существования «Опералии» ни один выпускник Белорусской академии музыки не смог попасть в финал, хотя многие пытались. Лишь однажды – в 2013 году в Вероне – белорус Владимир Дмитрук попал в финал, но ушел без награды. И он выпускник Санкт-Петербургской консерватории.

Павел Петров родился в Минске. Учился в Белорусской государственной академии музыки у профессора Петра Васильевича Ридигера. На втором курсе был зачислен в труппу Большого театра Беларуси и сразу назначен на главные партии: Ленский в «Евгении Онегине», чуть позже – Альфред в «Травиате». Но, как многие молодые белорусские музыканты, предпочитает пробовать себя на разных сценах мира, пока без особых достижений.  

Тем ярче и сенсационнее его победа в Лиссабоне, и очень важно ею правильно распорядиться.



Среди женщин безоговорочно победила 23-летняя канадка Эмили д'Анджело, которую уже назвали «феноменом природы». Третья премия досталась канадке Рихад Хайеб.

Фото: Facebook
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter