Это как если бы белорусы выиграли чемпионат мира по футболу.
Еще недавно мы поздравляли Павла со скромным третьим местом на небольшом конкурсе «Бельведер» в Юрмале, а 2 сентября белорусский тенор прогремел на весь мир, став триумфатором «Опералии».
Тут надо пояснить, что «Опералия», созданная ровно четверть века назад выдающимся оперным тенором и дирижером Пласидо Доминго, очень быстро стала главным мировым трамплином в Большую Оперу. Нынешние молодые звезды, все активнее блистающие в «Метрополитен Опера», «Ковент Гарден», «Ла Скала» – сплошь лауреаты «Опералии». И это не случайно, ведь в ее жюри восседают влиятельнейшие менеджеры по кастингу из этих самых театров. Их выбор плюс авторитет Пласидо Доминго (плюс, добавим в скобках, невероятная работоспособность и упорство самих певцов, ведь их бросают в настоящую мясорубку) обеспечивают лауреату мгновенный и яркий взлет.
Назовем лишь некоторые имена: Джойс ди Донато, Хосе Кура, Эрвин Шротт, Роландо Вилазон, Людовик Тезье, Соня Йончева, Притти Йенд, Аида Гарифуллина – все они лауреаты «Опералии». С таким урожаем ей нет нужды украшать себя и своих победителей хвастливыми вывесками, типа «певец мира». И без того известно, что конкурс Пласидо Доминго – самый престижный и трудный.
И он при этом самый демократичный. Ведь для участия в нем достаточно заплатить 10 долларов и отправить свою видеозапись через интернет. При нынешних видеокамерах и смартфонах это может сделать каждый. А дальше отбирает компетентное жюри, и 40 счастливчиков из 1000 (именно столько в среднем поступает заявок) совершенно бесплатно летят на самолете, заселяются в гостиницу, питаются, им предоставляют великолепного концертмейстера… Все расходы оплачивают организаторы. И не нужно ни консерваторского диплома, ни рекомендаций от мастеров. Достаточно, чтобы тебе было от 18 до 32 лет, и чтобы ты (так записано в условиях конкурса!) «был готов петь на лучших сценах мира».
А дальше три сложнейших тура, два под рояль, третий с оркестром, которым дирижирует сам Пласидо Доминго, в большом оперном театре, набитом под завязку публикой со всего мира.
В этом году «Опералия» проходила в Национальном театре Сан-Карлуш в Лиссабоне. Маэстро, как булгаковский Воланд, каждый год меняет дислокацию, но всегда это лучшие оперные сцены мира. На церемонии перед началом финальных прослушиваний выступил португальский президент Марселу Ребелу ди Соза, с юмором рассказавший о том, как в пятилетнем возрасте слушал на этой сцене Марию Каллас в «Травиате», а позже – самого Пласидо Доминго.
Современные средства связи позволяют следить за конкурсом в прямом эфире. Увы, в этом году нам был доступен напрямую только финал. Но можно было следить за результатами туров, а в Фейсбуке – видеть и чувствовать атмосферу конкурса. В отличие от других, у Павла не было болельщиков, за ним не ходили толпы репортеров, его не фотографировали на каждом шагу. И даже в этих непростых обстоятельствах он сумел победить.
Особенно трудным для него стал финал. По сумме баллов из 12 финалистов оказалось 4 женщины и 8 мужчин. Дальше еще смешнее: все четыре женщины – меццо-сопрано, а из восьми мужчин пятеро теноров.
Нет, конечно, победителя среди теноров не высчитывают отдельно, но ясно было, что конкуренция в мужском разряде развернется именно между ними. И ведь какие тенора! Один роскошнее другого.
Особенно опасным соперником казался Луис Гомес. За португальца по-латински страстно болел не только зал, но вся Латинская Америка и Европа. Увы, эффект родных стен сработал лишь наполовину. Гомес удовольствовался призом зрительских симпатий и разделил с Петровым приз Пласидо Доминго Ферера «Лучшему исполнителю сарсуэлы» (это испанская оперетта).
Другая опасность – очень сильные россияне. И действительно, второй приз в мужском разряде достался Миграну Агаджаняну, а третий – Арсению Яковлеву, который блистательно исполнил ариозо Германа «Прости небесное созданье…»
Вообще, российский репертуар сейчас в невероятной моде. Из 12 финалистов четверо пели русские арии. Южноафриканец Симон Шибамбу – каватину Алеко, немец Иоханнес Каммлер – арию Елецкого из «Пиковой дамы», американка Саманта Ханки – арию Иоанны из «Орлеанской девы», что обеспечило ей вторую премию в женском разряде. Но и остальные исполняли русский репертуар очень достойно, с хорошим пониманием дела и непривычно качественным произношением.
Павел Петров с репертуаром экспериментировать не стал и спел вполне традиционную для таких конкурсов арию Рудольфа из «Богемы» Пуччини. Но как спел! Фейсбук буквально взорвался бурей восторга. «Какой красивый голос!», «Восхитительно!», «Великолепно!» – писали на всех языках, кроме русского и белорусского, может быть, потому, что интернет-соединение у нас на этот раз подкачало.
А ведь это невероятное достижение для нашей певческой школы. За все 25 лет существования «Опералии» ни один выпускник Белорусской академии музыки не смог попасть в финал, хотя многие пытались. Лишь однажды – в 2013 году в Вероне – белорус Владимир Дмитрук попал в финал, но ушел без награды. И он выпускник Санкт-Петербургской консерватории.
Павел Петров родился в Минске. Учился в Белорусской государственной академии музыки у профессора Петра Васильевича Ридигера. На втором курсе был зачислен в труппу Большого театра Беларуси и сразу назначен на главные партии: Ленский в «Евгении Онегине», чуть позже – Альфред в «Травиате». Но, как многие молодые белорусские музыканты, предпочитает пробовать себя на разных сценах мира, пока без особых достижений.
Тем ярче и сенсационнее его победа в Лиссабоне, и очень важно ею правильно распорядиться.
Среди женщин безоговорочно победила 23-летняя канадка Эмили д'Анджело, которую уже назвали «феноменом природы». Третья премия досталась канадке Рихад Хайеб.
Фото: Facebook