Мы продолжаем узнавать себя, листая и пересматривая пожелтевшие страницы книги нашего прошлого... Последние годы в этом смысле отметились бумом разных акций и мероприятий, посвященных родной истории, культурному наследию нашей земли.
Особенно большую роль в пропаганде накопленного за века культурного потенциала народа играет фотография. Это хорошо знают в соседних странах, например в Польше и Литве, где художественная фотография послужила созданию культа национального художественного наследия. У нас только в последнее время вышло несколько интересных альбомов, проводятся выставки. Одна из них открылась недавно в Музее современного изобразительного искусства. Известный телеведущий Олег Лукашевич и фотохудожник Александр Алексеев предлагают совместный художественный проект "Спадчына Беларусi". Он включает три выставки фотографий ("Храмы", "Палацы i замкi", "Сядзiбы"), телепередачу и издание альбома-каталога.
Идея, признаюсь, мне сначала показалась совсем уж неновой. В этом направлении работают многие. Но, побывав на выставке, убедился: здесь свой подход. И Лукашевич, и Алексеев "стреляют" не только по культовым мишеням. Они отыскивают наиболее интересные памятники архитектуры, прежде всего в белорусской глубинке. Результат поражает: памятники меняются со временем, и растиражированные по альбомам, открыткам и энциклопедиям изображения не всегда соответствуют нынешнему состоянию.
Лукашевич ездил преимущественно по родной ему Западной Беларуси, Алексеев - по восточной и северной половине страны. Два взгляда на разные места одной родины на выставке объединились в гармоничное единство.
Как появилась эта выставка? Олег Лукашевич, рассказывая о ней, отметил: "Многие воспитаны в таком духе, что, кроме Мира и Несвижа, у белорусов ничего нет. Я вместе с Александром поставил целью опровергнуть это утверждение".
Но позволю себе не согласиться с мнением господина Лукашевича. Проблема в другом. Беларусь, как ни странно кому-то покажется, пока отстает в том главном, что ныне является непременным условием принадлежности к развитым государствам, - наличии совершенной сети коммуникаций. Более сотни лет у нас существует железная дорога, проложены самые современные трассы, а добраться до многих исторических мест не всегда легко. Например, деревня Боруны Ошмянского района, где сохранился архитектурный ансамбль униатского монастыря XVII-XVIII веков. До райцентра идет автобус, а дальше как - попуткой, пешком? Или бывший фольварк Заосье Барановичского района, где родился Адам Мицкевич... Он недавно восстановлен по рисунку Наполеона Орды, что теперь делает его интереснее вдвойне. Но опять-таки, на чем, кроме собственной машины, туда доедешь? А ведь если бы была налажена нормальная экскурсионная сеть вроде некогда предлагавшегося "Золотого кольца Беларуси", было бы сейчас на что жаловаться?..
"Потомки древних кривичей, белорусы от своих предков наследовали привычку жить одиноко по лесам", - это слова генерал-майора Михаила Осиповича Без-Корниловича, сказанные в его известных записках о примечательнейших местах в Белоруссии в середине позапрошлого века. Благодаря такой "лесной жизни" наши предки лучше многих иных европейских народов сохранили элементы своего древнего быта и культуры. Есть одно деликатное обстоятельство, многократно описанное И.Мележем, И.Чигриновым, Я.Брылем и другими писателями, - сельская молодежь перебирается в города: им "стыдно" за свое происхождение, они не хотят вспоминать о родных местах, какими бы историческими ценностями они ни были богаты, каких замков и костелов, церквей и монастырей там ни было понастроено во времена оные. Бытующее в народе выражение "сено на асфальте" - это о многих из беспамятных...
Лукашевич и Алексеев возвращают "сено" на свое законное место, приглашая публику последовать за ними и увидеть, что, кроме сена, на поле можно встретить забытую часовенку, недалеко - церковку, а еще дальше - костел, дворцы, замки... Все то, чего на асфальте никогда не было и не будет. Асфальту трудно мириться с шедеврами. Подтверждение этому - сотни наших памятников, превратившихся в груды мусора, когда прокладывались величественные проспекты, улицы имени годовщин партии и ее вождей. Старая архитектура в городах сохранялась как временное исключение: при случае ее надлежало ликвидировать...
Самые интересные памятники сохранились в деревнях, тех самых, которые затерялись вдалеке от шумных трасс и важных дорог. Так, забытые, они доживали свой век и... пережили многих других своих каменных собратьев, изваянных, как думалось, на века...
Сено на асфальте
Мы продолжаем узнавать себя, листая и пересматривая пожелтевшие страницы книги нашего прошлого.