Организацию и проведение республиканского конкурса возложили на Национальный центр современного искусства во главе с известным белорусским художником и арт-куратором Сергеем Криштаповичем. Выставка, которую еще можно успеть увидеть до 26 ноября, представляет собой вполне репрезентативный срез белорусского искусства разных поколений, жанров и творческих направлений. Общий уровень финалистов Национальной премии выглядит более чем достойно, тем интереснее выбор жюри.
Премия присуждается в семи номинациях: живопись, графика, скульптура, дизайн, монументальное и монументально-декоративное искусство, декоративно-прикладное искусство и творческий дебют.
Кроме того, предусмотрена награда за вклад в развитие изобразительного искусства, которая вручается мэтрам по совокупности заслуг перед отечественной культурой. В этом году ее заслуженно получил известный бобруйский художник-керамист Валерий Колтыгин.Валерий Аркадьевич — родоначальник так называемого бобруйского стиля в керамике, организатор и руководитель ежегодных международных пленэров «Арт-Жыжаль», на которые съезжаются керамисты со всей Беларуси и из-за рубежа. Мастер не скрывал радости:
— Дзякуй вам усiм за гэтую ўзнагароду! Таму што служыць сваёй Айчыне, Бацькаўшчыне, служыць свайму народу — вялiкая асалода.Результаты номинации «Творческий дебют», специально предназначенной для перспективной молодежи, были в достаточной степени предсказуемы: победу одержала Марта Щербич — студентка 3‑го курса Белорусской государственной академии искусств — и ее живописная работа «Калейдоскоп». Картина привлекала внимание как специалистов, так и простых посетителей: удивительно живое изображение очереди в рыночную палатку, со всей гаммой эмоций, которые и привлекают зрителя в подобных бытовых сценках.
В номинации «Монументальное и монументально-декоративное искусство» победу одержала работа минского скульптора Александра Шаппо «Древо дорог», которая украшает собой станцию метро «Вокзальная», где ее и могут в любое время увидеть минчане и гости столицы. Скульптор выразил благодарность коллективу архитекторов, вместе с которым он трудился над работой, — Владимиру и Ольге Телепневым и Григорию Васильеву.
Александр Шаппо
— Эта работа создавалась около пяти лет — от эскиза и до воплощения, это большой кусок труда и жизни, — признался Александр Шаппо. — К слову, нас уже успели оценить и за рубежом: в 2021 году наш авторский коллектив за оформление станции метро «Вокзальная» получил премию Urban Design & Architecture Design Awards в Нью-Йорке, а в 2022‑м в Москве на архитектурном фестивале работа заняла третье место.
Лауреатом Национальной премии в номинации «Графика» стал Всеволод Швайба за глубоко психологический цикл «Хатынь», посвященный геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. В декоративно-прикладном искусстве была отмечена Наталья Лисовская, чьи яркие нарядные гобелены буквально пропитаны национальным колоритом. Награду в номинации «Дизайн» получил дизайн-проект экспозиции Слуцкого краеведческого музея, который был разработан и реализован под руководством художника Глеба Отчика.
В номинации «Скульптура» лауреатом премии стал скульптор Андрей Воробьев из Могилева — даже те, кто чужд высокому искусству, знают его по забавному памятнику огурцу в Шклове, фонтану «Маленький принц» и скульптурным львам на мосту в родном для мастера Могилеве. А вот премия в номинации «Живопись» уехала в Витебск: она досталась художнику Василию Васильеву за цикл работ «Иерусалим. Зной и холод вечного города» — запечатленный на холстах крестный путь Иисуса Христа.
ovsepyan@sb.by